Вольное изложение статьи NYTimes.
В ходе подготовки текста NYTimes опросили 50 человек – бывших и нынешних менеджеров Facebook, официальных лиц, юристов, работавших с компанией.
В 2017 году топ-менеджеры Facebook в первый раз собрались, чтобы обсудить ситуацию, связанную с подозрительной активностью русских хакеров на Facebook. Но вовсе не потенциальный скандал волновал операционного директора Facebook – известную феминистку и гордость корпорации Шерил Сандберг: Сандберг на встрече орала на человека, который все это обнаружил – Алекса Стамоса; Сандберг обвинила Стамоса в предательстве. Ее слова дословно приводит NY Times: «Ты бросил нас всех под автобус».
Цукерберг и Сандберг в течение трех лет игнорировали признаки кризиса и все факты, которые свидетельствовали о том, что Facebook может быть использован в выборной кампании для пропаганды, распространения вирусов и воодушевления ненависти в людях.
В то время как Цукерберг ездил по американским городам и весям с туром «покаяния и извинений», Сандберг вела агрессивную кампанию по борьбе с критиками Facebook – в том числе, пытаясь направить общественный гнев на конкурентов и вставить палки в колеса регуляторам. Facebook даже нанял про-республиканскую фирму – чтобы дискредитировать активистов-протестующих, отчасти связав их с либеральным финансистом Джорджем Соросом.
Трамп и его скандальный пост
В 2015 году, когда Трамп захотел баллотироваться в президенты, он написал пост в Facebook, в котором говорилось о полном закрытии границ для мигрантов-мусульман, въезжаюющих в США. Пост собрал массу лайков, но очевидно, содержал агрессивные призывы и расисткие высказывания.
Цукерберг был потрясен этим постом, и якобы спрашивал у Сандберг и других топ-менеджеров – не нарушил ли Трамп каких-либо правил Facebook. Хотя как раз политические разборки никогда не были его прерогативой и даже не попадали в поле его зрения.
Сандберг – феминистка не простая, а прошаренная. Когда в Белом доме правили демократы, она взяла в Facebook в Вашингтоне демократа, а когда власть захватили республиканцы – по-быстрому взяла туда республиканца Джоела Каплана.
Ну и пока остальные менеджмеры Facebook ратовали за то, чтобы пост Трампа удалить или как-то ограничить распространение поста, этот капитан Каплан, девочки, убеждал всех, что Трамп – это значимая фигура, а закрытие его учетной записи или бан материала можно рассматривать как препятствие свободе слова. И это повлечет за собой последствия. «Не надо тыкать медведя палкой», - красноречиво заявил Каплан. Тыкать, таким образом, не стали. Когда к власти пришел Трамп, наняли чечка, близкого к нему, и вроде бы на этом сердце успокоилось.
Но тут новая беда.
Русские хакеры на выборах
В 2016 году эксперты Facebook по безопасности из подразделения несчастного Стамоса заметили след русских хакеров в распространении фальшивых новостей. Цукерберг был не в курсе внутренних расследований, поэтому публично высмеивал информацию о русских закерах и их вмешательстве в выборы посредством Facebook. В то время как Стамос продолжал внутреннее расследование и малость охуел от масштабов проблемы. Он решил таки предупредить Цукерберга и команду, но было уже поздно. Сандберг разозлилась на Стамоса – мол, какого хрена не сказал раньше. Расследование продолжилось.
В начале 2017 году Стамос пытался опубликовать документ о расследовании. Но тут вступил в дело уже знакомый нам республиканец капитан Каплан, который сказал, что это недопустимо кококо, Facebook обвинят в связи с Россией кококо. И вообще его собственная свекровь, оказывается, была подписана на страницу, созданную пригожинскими троллями. Что будет, если народ узнает, что его ловко наебывали, подсовывая фейковые новости?
И тогда Каплан на пару с Сандберг разработали гениальный план: надо подождать и ничего не делать, может оно само РАССОСЕТСЯ.
Но не рассосалось. В июне журнал Times каким-то образом обнаружил связи многих аккаунтов на Facebook c российской фабрикой троллей. И тут, к августу, менеджеры Facebook наконец очнулись и поняли, что пора вызывать пожарных.
Дело дошло до Белого дома, компании пришлось проинформировать его сотрудников о своих факапах. В Белом доме охуели: почему так долго никто ничего не говорил и не информировали нас?
Facebook выпустила официальный стейтмент, но информации в нем было мало: только лишь то, что на вмешательство в американские выборы русским понадобились весьма скромные суммы бабла.
Тем временем, Times выпустила новую заметку, в которой писала, что русские использовали Facebook, чтобы распространять письма и документы, украденные у демократов.
Тут уже взорвались демократы, которые обвинили Facebook в пособничестве Трампу и республиканцам.
Facebook пришел с повинной в Конгресс, раскрыл для них всю информацию по опубликованным постам. Выяснилось, что посты, инспирированные русскими хакерами или вотэва увидели 126 млн человек, американских граждан. То есть влияение на выборный процесс, девочки, было чудовищным.
Тут все уже окончательно охренели.
Facebook и закон
Два сенатора-демократа — Эми Клобучар (Amy Klobuchar) от штата Миннесота и Марк Уорнер (Mark Warner) от штата Виргиния —заявили, что намерены разработать новый закон: он обязывал корпорации типа Facebook раскрывать, кто и почем у них покупает политическую рекаламу. И запрещал выкупать эту рекламу иностранцам.
Сандберг начала всячески облизывать по этому поводу Клобучар. Но нихуя не вышло: представитель Клобучар заявил, что Facebook оказывает давления, пытаясь исключить из закона положения о раскрытии информации по рекламе. Клобучар и Сандберг разосрались, но на какое-то время Клобучар стала меньше упоминать в своих постах компанию.
Пиар против чумы
В октябре 2017 года Facebook расширил свой контракт с пиарщиками Definers Public Affairs. Эта контора была афиллирована с республиканцами и занималась в основном политическими кампаниями.
У конторы этой было отделение в кремниевой Долине. И возглавил это отделение бывший политический пярщик – Тим Миллер. В одном из своих интервью Миллер обмолвился, что для пяра технологических кампаний нужно использовать два инструмента: «собственный позитивный контент, который вытестнит собственный негативный, и негативный контент о конкурентах, который также вытеснит ваш собственный негатив».
Ну и началось. Facebook выступил с заявлением о необходимости регулирования сек-торговли в соцсетях. Интернет-компании должны отвечать за рекламу секс-услуг на своих сайтах, заявили в гнезде Цукерберга.
Закон понравился Сенату. Его стали активно двигать. Сандберг публично поддерживала его принятие.
Cambridge Analytica как снег на голову
В марте этого года The Times, The Observer of London и The Guardian готовили тексты о что сведения о миллионах пользователей Facebook оказались у компании Cambridge Analytica без их ведома. Компанию обвиняют в использовании личных данных 50 миллионов пользователей "Фейсбука" для того, чтобы повлиять на исход президентских выборов в США в 2016 году.
Facebook узнал о расследованиях и решил сыграть на опережение: накануне компания заявила, что прекратила сотрудничество с Cambridge Analytica. Но скандал им предотвратить не удалось. Он получил мировое распространение. Масла в огонь подлило то, что на этом фоне начал выпендриваться Apple: Тим Кук стал публично подчеркивать, что его компания не делится пользовательсткими данными, в отличие от.
И тут Facebook перешел в наступление:
Интернет-ресурс NTK Network начал обильно поливать коричневой субстанцией Apple и Google. Оказалось, что ресурс афиллирован с Definers, а некоторые статьи писали его сотрудники.
В четверг, после того, как эта статья была опубликована, Facebook заявил о прекращении сотрудничества с Definers, но причину не объяснил.
На публике же выступления Facebook носили более мягкий характер. Цукерберг согласился дать показания в здании на Капитолийском холме. Компания представила рекламную кампанию со слоганом «Здесь вместе » и публично извинилась перед пользователями. За несколько дней до появления г-на Цукерберга в Конгрессе в апреле Facebook объявила о том, что она одобряет законопроект Клобучар о честной рекалме и нанет раскрывать всех, кто покупает политическую рекламу. Она также предупредила пользователей, чьи данные были неправильно собраны Cambridge Analytica.
Антисемитская кампания: что это было?
В июле этого года во время одного из публичных выступлений представителя Facebook в палате представителей, в зал ворвались люди с плакатами, на которых были изображены Осьминоги, обволакивающие своими щупальцами планету. У этих осьминогов были лица Сандберг и Цукерберга.
Эта акция была быстро расценена Facebook как антисемитская.
Definers распространяла информацию о том, что организаторы акции – так называемое анти-Facebook движение, основано при содействии структур Джорджа Сороса, который публично нападал на Facebook и Google.