Найти тему
Закреплено автором
Искусствовед Успенский
Объяснение-знакомство Моему Дзену два с лишним года и вас, моих внимателей, стало больше 10 000. Отличий моего блога «Искусствовед Успенский» от других типа "сделаю вам красиво" два основных. Первое: все видео записываются на фоне оригиналов произведений, о которых идет речь. Второе: я ничего не делаю специально для этого блога, поскольку я не блогер. Для тех, кто не любит длинных объяснений, это всё. Спасибо вам за интерес к настоящему искусству и его эквивалент в подписке, лайках и комментариях! Подробности для желающих: 1. Съемка ведется в экспозициях музеев и галерей. На фоне произведений из состава постоянных и временных выставок. Для чего такие сложности? Оригинал даёт качество картинки, не сравнимое ни с какой репродукций, особое чувство музейного пространства помогает мне быть точнее, дисциплинирует моё "живое слово на фоне живого искусства". По этой же причине в текстах размещаю картинки, 90% которых я видел вживую. 2. Я — пишущий искусствовед. Статьи, эссе, монографии появляются в зависимости от моих научных и критических интересов и задач. Раньше побочным продуктом становились лекции и экскурсии. Теперь появляются видео и заметки в блог. То есть содержание блога «Искусствовед Успенский» — это щепки, хворост и поленья от того искусствоведческого леса, что я рублю ради своих просек. Поэтому круг интересов не безграничен: живопись ХХ - ХХI веков, малоизвестные советские художники 1930-х, персоналии современных творцов. 3. Съемка маленьких роликов и больших видео требует средств. Эти средства я зарабатываю трудом искусствоведа и трачу на съемки, оказываясь собственным меценатом. Мы снимаем-озвучиваем-монтируем с помощью небольшой команды профессионалов, которые за очень скромную оплату трудятся на общекультурное благо. Вы можете помочь нам выпускать качественные видео об интересном искусстве. Поддержать — сбербанк 2202202334885005 yoomoney.ru/...132 www.donationalerts.com/...sky
140 · 3 месяца назад
Статьи
70 прочтений · 8 часов назад
Рязанские картинки
Моя командировка в Рязань возникла из-за выставки «Искусство 20–30-х годов ХХ века» из собрания Тульского музея изобразительных искусств, которая экспонировалась в Рязанском художественном музее им. Пожалостина. Удачно совпали обстоятельства и я поехал читать лекцию по своим любимым советским художникам 1930-х. Надеюсь, что запись этой лекции после монтажа будет доступа здесь на моем канале. Погулял по хорошо знакомому городу, полюбовался и посокрушался. Этот вид я однажды осенью писал с натуры. Удивительно, но здесь почти ничего не изменилось...
15 прочтений · 6 дней назад
Кто из Рязани? Читаю в художественном музее лекцию в среду, покажу много невиданного. 25 сентября, среда, 15.00 - Лекция «Советский живописец на рубеже 1930-х гг. Опасные измы и надежный канон» Гости узнают об особенностях развития искусства в 30–40-х гг. ХХ века, об опасностях и искушениях, подстерегавших советских художников этого периода, и о той линии движения, которую им предписывала власть. Зрители услышат о тонкой грани между соцреализмом и авангардом, поймут, почему все «измы» представляли угрозу для надежного канона советского искусства. Лектор – Антон Михайлович Успенский, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Русского музея (Санкт-Петербург). Лекция пройдет на выставке «Искусство 20–30-х гг. ХХ в.» из собрания Тульского музея изобразительных искусств.
46 прочтений · 3 недели назад
Книга "МЕЖДУ АВАНГАРДОМ И СОЦРЕАЛИЗМОМ. Из истории советской живописи 1920–1930-х годов" снова поступила в продажу. И произошло это, в том числе, благодаря просьбам и звонкам в редакцию от тех, кто бывает на моих экскурсиях и лекциях. Читатель хотел — книга пришла. Книга известного петербургского искусствоведа Антона Успенского посвящена российскому искусству 1920–1930-х годов, которое отказалось быть социально востребованным, а потому надолго попало в зону умолчания. Очень разных по стилю и творческим предпочтениям художников объединяло то, что все они были сосредоточены на решении собственно пластических и живописных задач. Их искусство, которое автор называет «неполярным», не вписывалось в рамки двух основных художественных явлений того периода — авангарда и соцреализма. Своей книгой А. Успенский восстанавливает стилевое звено в истории отечественного довоенного искусства и возвращает читателям незаслуженно забытые имена. В книге воспроизводятся редкие, малоизвестные широкому кругу любителей искусства работы художников. Издание адресовано искусствоведам, культурологам, коллекционерам, а также всем, кто интересуется историей живописи советского периода. iskusstvo21.com/...dov
186 прочтений · 3 недели назад
Базелиц — художник, который перевернул свой мир
Выставка художника в Русском музее была открыта в 2015-м – первая персональная выставка Георга Базелица в России. Она была открыта на третьем этаже Мраморного дворца, а на втором этаже, в постоянной экспозиции Музея Людвига в Русском музее всегда демонстрировался его характерный диптих 1977 года «Орел и бутылка» – два холста с перевернутым изображением, ставшим фирменным приемом художника и его отличительным визуальным признаком. Как показала выставка, Базелиц далеко не всегда переворачивал изображение, а если и делал это, то разнообразно и малопредсказуемо...
15 прочтений · 4 недели назад
Завтра прогулка-лекция на кораблике. Скорее всего, последняя в этом сезоне. Подробности - https://dklurie.ru/excursions/detail/216270/
73 прочтения · 1 месяц назад
Такая выставка – впервые. Жили-были два русских художника – Абрам Архипов и Филипп Малявин. Похожих друг на друга настолько, насколько могут быть похожи художники. Родились в глубинке, учились у иконописцев, были трудолюбивы, покоряли столицы, рисовали русских баб и этим прославились на весь мир. Оба любили широченные кисти для живописи, которыми владели виртуозно и щёгольски. Картины как одного, так и другого ошарашивают зрителя даже в репродукциях. Едем с Антоном Успенским смотреть оригиналы в Третьяковку на их первую совместную выставку. И там, как любит говорить Антон, «всмотримся». Сначала увидим великолепную живопись, а затем разительный контраст между двумя «адептами красного». Узнаем, как один стал народным художником, а другому отказали во въезде в страну. Как один был прилежным преподавателем, а другой модным салонным портретистом. И как в работах похожих художников возникает контраст между весёлой щедростью и бешеной радостью. Почувствуем, как самовластная живопись способна рассказать и про русский дзен, и про русскую анархию. Премьера экскурсии, подробности здесь
32 прочтения · 1 месяц назад
Экскурсии и лекции со мной на ближайшее время - здесь Иллюстрация - Александр Ведерников. Тучков мост. Х.м. 1930-е.
637 прочтений · 1 месяц назад
Взгляд с яблони или «реалист» Петров-Водкин
Одна из знаменитых работ Кузьмы Петрова-Водкина – «Полдень», написанная в 1917 году. Как и все работы мастера, она гораздо сложнее организована, чем кажется на первый взгляд. Более того, в ней есть секрет, и не один. Тот, кто знаком с принципами работы художника, знает, что он пользовался собственной системой «сферической» перспективы – когда горизонт высокий, привычных линий сокращения нет и пространство формируется скругленными линиями. Всё это даёт чувство космического масштаба происходящего....
149 прочтений · 2 месяца назад
Заметил, что последнее время я всё чаще пользуюсь ВКонтакте: листаю новости, смотрю сообщества, использую мессенджер. Да и ВК уже не тот, что давеча, меняется прямо на глазах. А Ютуб совсем плох. Вот и решился - пора Искусствоведу Успенскому завести сообщество на этой платформе. И завёл - https://vk.com/uspensky_art Кому из моих подписчиков удобнее - переходите в ВК Видео, смотрите мои ролики и советуйте друзьям, буду рад! Начать можно, например, с картины Баранчеева в стиле советского мюзикла или с "Царевны-лебедь" Врубеля Искусствовед Успенский https://vk.com/uspensky_art
124 прочтения · 2 месяца назад
Самое туманное время - перед вернисажем
Встречает тут меня коллега и с лукавой улыбкой сообщает: "Читала Вашу инсайдерскую информацию! В первой публикации у Вас всё правильно, а во второй есть неточности и ошибки. Читатель этого не заметит, конечно. Жаль, нет времени рассказать подробно". Что ж, я не погружен в нюансы такелажной деятельности и оттенки технических мероприятий...
85 прочтений · 2 месяца назад
Этого вам не увидеть
Я уже рассказывал, что у больших выставок в крупных музеях долгий путь к зрителю. Продолжаю показывать то, как выглядит этот невидимый для вас процесс. Фото сделаны мной сегодня. Будущие экспонаты, а для музейщиков - единицы хранения, завозятся в залы. Эта выставка планируется как "блокбастер", так что стилевого, жанрового и временного единства быть не может. В части залов, где пока нет вещей, завершается стройка. Свет, задуманный дизайнером, еще не выставлен. Трудно представить, что будет в финале, как и в любой проект, в подготовку экспозиции жизнь вносит серьезные коррективы...
120 прочтений · 2 месяца назад
Невидимая жизнь выставки
Большая выставка в большом музее, как правило, рождается медленно и занудно. Начинаясь с длительной подготовительной работы: согласования-утверждения-обсуждения. Все вопросы: от названия проекта до состава работ проходят длиннющий путь, в процессе которого можно утратить и радость музейного творчества, и смысл выставочного созидания. Но это крайние точки, лишь различимые, но недостижимые для тертых музейщиков, намозоливших себе профессиональные органы и умеющих бежать марафоны ради огромного события - выставки...
Ролики
Видео