Найти тему
Статьи
55 прочтений · 2 месяца назад
«О, спорт! Ты — мир!» — произнес когда-то основатель современного олимпийского движения Пьер де Кубертен. «О, спорт! Ты — любовь!» — можно добавить к этому высказыванию. В ожидании XXXIII Летних Олимпийских игр в Париже написала для The Kult Talk материал о том, как когда-то не только спортсмены, но и художники (да, да, вы не ослышались) боролись за олимпийские медали. Читайте статью по ссылке:
878 прочтений · 1 год назад
«Красные рыбы» Анри Матисса
Картина Анри Матисса «Красные рыбы» или «Золотые рыбки» (1912) – одно из самых известных произведений мастера. Полотно было написано после возвращения Матисса в апреле 1912 года из своего первого путешествия в Марокко, ставшего одной из важнейших заграничных поездок живописца. Сосуд с рыбками – главный «герой» полотна – связан с североафриканским впечатлениями Матисса. Ему запомнилось, как марокканцы проводили время за длительным созерцанием аквариумов. Эти сцены стали для Матисса олицетворением...
228 прочтений · 1 год назад
Знаковое открытие - часослов Томаса Кромвеля с картины Ганса Гольбейна
Начиная с третьего курса бакалавриата искусствоведения, когда у нас прошли первые лекции по атрибуции, очень многие картины стали мне интересны не только тем, кто их автор, кто или что на них изображено и к какому стилю/направлению относятся произведения, но и тем, чтобы попытаться атрибутировать на картинах все что только возможно – костюмы, драгоценности, предметы декоративно-прикладного и изобразительного искусства, которые запечатлел художник и выяснить существуют ли эти предметы (а может такие же) сегодня...
575 прочтений · 1 год назад
Аристотель, рыцари, львы и другие забавные средневековые рукомойники
В XIII – XVI веках в Европе были широко распространены антропоморфные и зооморфные рукомойники, получившие название акваманилы (от лат. aquaemanalis, от лат. aqua – вода и лат. manus – рука). Ритуальное омовение рук являлось важной частью, как средневековой литургии – в определенные моменты богослужения диакон поливает на руки священника из кувшина или акваманила, так и светской жизни, где оно стало неотъемлемым элементом придворного этикета. Роскошные акваманилы заняли свои места на пиршественных столах, воспринимаясь уже не только как практический предмет, но и как настольное украшение...
4,1K прочтений · 1 год назад
Восхитительный голубой атлас Энгра. Портрет герцогини де Брольи
Есть произведения, которые пробуждают во мне сильные эмоции, есть те, которые заставляют задуматься, а есть картины, которые доставляют мне наслаждение тем, насколько натуралистично написаны художником ткани, в первую очередь, атлас дамских платьев. Одной из таких работ является «Портрет герцогини де Брольи», созданный известнейшим французским художником Жаном Огюстом Домиником Энгром. Жан Огюст Доминик Энгр был одним из выдающихся мастеров в истории мирового искусства. Его называли «последним оплотом классической школы» и даже новым Рафаэлем...
1,5K прочтений · 1 год назад
Драгоценности королевы Виктории. Часть III. Малая бриллиантовая корона
В последней из трех статей о драгоценных головных украшениях королевы Виктории речь пойдет о ее известнейшей малой бриллиантовой короне, в которой королева запечатлена в поздние годы на многих портретах и фотографиях. Считается, что именно эта корона более всего ассоциируется с образом королевы Виктории. Малая бриллиантовая корона была изготовлена в 1870 году придворной ювелирной фирмой Garrard & Co. по просьбе самой королевы, планировавшей надевать корону поверх вдовьего чепца. После смерти своего...
2,1K прочтений · 1 год назад
Драгоценности королевы Виктории. Сапфировый венец-трансформер
Сапфировый венец появился у королевы Виктории в 1842 году. Он был заказан для нее принцем Альбертом в 1840 году, в год их свадьбы, и изготовлен придворным ювелиром Джозефом Китчингом. Эскиз дизайна венца создал сам принц Альберт, который любил баловать свою возлюбленную супругу драгоценными украшениями собственного авторства (Альберт также является автором изумрудной тиары, о которой я писала тут). Основой для дизайна венца послужила готическая рутовая корона с герба принца Альберта. 1840-е годы в Англии были временем расцвета неоготики, которую любила и сама королева Виктория и ее супруг...
298 прочтений · 1 год назад
Дорогие друзья и читатели «Записок искусствоведа»! Помимо ведения этого блога я также являюсь лектором Калининградской областной научной библиотеки и в данный момент читаю в библиотеке бесплатные лекции по истории балета. Уже прошли с большим успехом два цикла, в которых я рассказывала о балетах дягилевской труппы и балетах Мариуса Петипа, и теперь я хочу пригласить всех на мой новый большой курс лекций «БАЛЕТОМАНИЯ», посвящённый гениальным деятелям русского и мирового балета и важным вехам истории балетного искусства. Начнется курс с погружения в русский балет. За 350 лет своего развития он достиг невероятных высот и сегодня по праву считается мировым эталоном. А украшают его такие чистейшие бриллианты, как Галина Уланова и Майя Плисецкая, Михаил Фокин и Юрий Григорович, Рудольф Нуреев и Михаил Барышников, Анна Павлова, Матильда Кшесинская, Тамара Карсавина и др. Всем им, и не только, будет посвящен новый курс. «Классический балет есть замок красоты» – справедливо заметил поэт Иосиф Бродский, и мы (я и мои дорогие слушатели) будем отныне частыми гостями этого замка. Погрузимся в жизнь и творчество блестящей плеяды танцовщиков и балетмейстеров, перелистнём славные страницы истории балетного искусства, узнаем множество интересных подробностей о создании целого ряда выдающихся постановок и уже по традиции увидим их фрагменты. Если вы любите балет, живете в Калининграде или планируете поездку в наш город, я буду рада видеть вас на своих лекциях. Анонсы лекций можно найти на сайте библиотеки в разделе «Анонсы», а также в группе библиотеки ВК. Первые две лекции курса (12 и 26 мая) приурочены к 85-летию со дня рождения Рудольфа Нуреева и будут посвящены самым интересным страницам творческой биографии этой балетной легенды. Место проведения: лекционный зал Калининградской областной научной библиотеки (г. Калининград, пр. Мира, 9/11) Даты проведения: по пятницам раз в 2 недели Время проведения: 18:30 Вход бесплатный
1,1K прочтений · 1 год назад
Драгоценности королевы Виктории. Диадема Георга IV
В одной из своих статей о драгоценных тиарах я уже рассказывала о прекрасной изумрудной тиаре королевы Виктории. А сегодняшняя коронация нового монарха Великобритании – прекрасный повод, чтобы в серии статей рассказать о трех других драгоценных головных украшениях королевы Виктории, которые она любила и которые хранятся в коллекциях Музея Виктории и Альберта и Королевской коллекции Великобритании. Самым ранним из трех украшений является бриллиантовая диадема, созданная в 1820 году к коронации короля Георга IV ювелирной фирмой «Rundell, Bridge & Rundell»...
1,1K прочтений · 1 год назад
Драгоценный Георгий В Королевской коллекции Великобритании есть впечатляющий Святой Георгий на коне, сплошь покрытый бриллиантами, сапфирами и рубинами и увенчанный геральдической лилией с кольцом для подвешивания. Фигурка Святого Георгия является знаком Ордена Подвязки и предназначена для ношения на орденской цепи, но обычно фигурки делались небольшими – около 7 см, тогда как высота этого Георгия 15 см. Есть предположение, что данная фигурка изначально изготавливалась, как часть более крупного ювелирного изделия, но затем ее преобразовали в подвеску. Этот драгоценный Святой Георгий был создан в последней четверти XVIII века неизвестным мастером, возможно из Вены, и упоминается в описи драгоценностей короля, обнаруженных в спальне королевы Шарлотты после ее смерти в 1819 году. Согласно переписке между принцессой Августой и лордом Ливерпулем, король оставил украшение в спальне королевы в 1804 году, а в 1805 году, когда хотел надеть знак в день Святого Георгия (23 апреля), так и не смог вспомнить, где его хранил и сильно расстроился. Геральдическая лилия, судя по всему, появилась на украшении, чтобы замаскировать кольцо крепления, но эта деталь сделала знак очень интересным возвращением к подвескам образца XVII века. Такую подвеску в виде Святого Георгия с геральдической лилией можно увидеть на гравюре в книге о порядках, законах и обрядах Благороднейшего ордена Подвязки Элиаса Эшмола. . Неизвестный мастер. Святой Георгий. Конец XVIII века Королевская коллекция Великобритании
472 прочтения · 1 год назад
Брошь-комессо с портретом королевы Виктории
В эпоху историзма многие ювелиры взялись за возрождение различных старинных ювелирных техник. Одной из таких считалась техника «комессо», когда камеи «одевались» в оправы из драгоценных металлов, имели дополнительные декоративные элементы из камней, эмалей и т.д. Техника «комессо» возникла в Италии в XVI веке, оттуда пришла во Францию, где ее популярность пришлась на конец XVII века и в следующем столетии добралась до Англии, где технику развивала фарфоровая мануфактура Джозайи Веджвуда. Там создавали фаянсовые камеи и оправляли их в полированную сталь...