Найти тему
Видео
Статьи
Почему Бог не спас человека Своим всемогуществом? Поскольку искажение природы Адама и Евы явилось следствием свободного принятия ими гордой мысли стать богами в сотворенном мире (см.: Быт. 3:5), то и восстановление природы человека могло совершиться так же, только свободно. Поэтому Сын Божий берет на Себя природу человеческую (соединяется с ней), воплощается, чтобы в единстве с Ним человек смог сам добровольно пойти на подвиг страданий для своего исцеления. Это и было совершено Христом на Кресте. Святитель Василий Великий по этому поводу писал: «Почему в самом устройстве не дано нам безгрешности, так что нельзя было бы согрешить, хотя бы и хотели? ...Богу угодно не вынужденное, но совершаемое по добродетели». Почему необходимо Крещение? В Библии сказано, что первым людям в раю Богом была дана полнота власти над землей (см.: Быт. 2:19–20). Но Бог запретил им вкушение плодов от дерева познания добра и зла (Быт. 2:17), означающего Божественное всеведение. Однако Адам и Ева, как метафорично сказано в Библии, сорвали плод этого древа — возомнили о своем богоравном достоинстве, увидели себя всезнающими и всемогущими богами (см.: Быт. 3:5). В результате этого противопоставления себя Богу в духовно‐телесной природе наших прародителей возникло своего рода «генетически» необратимое повреждение. Из одухотворенной, нестареющей, не подверженной смерти она стала «страстной, тленной и смертной» . Это изменение (первородное повреждение, или первородный грех, — в отличие от личного греха Адама и Евы) приобрело наследственный характер. Оно передается всем потомкам, и никто не может освободиться от него. Люди стали смертными без какой‐либо возможности возвратиться к жизни. В этой ситуации потребовалась помощь Того, Кто создал человека. ______ Фрагмент книги "Таинство Крещения" httpalexey-osipov.ru/...iya
128 прочтений · 4 дня назад
(Мф. 9:2,5) И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои… ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Слова видя веру их говорят о вере не только принесших больного, но прежде всего о вере расслабленного, ибо прощение греха в качестве необходимого условия требует веры и раскаяния самого человека. Отцы прямо говорят, что и Сам Бог не может спасти, то есть простить, человека без его воли и желания. Господь здесь указал и на закон, по которому все происходящее с человеком является следствием его нравственной и духовной жизни. В данном случае Он открыл основную причину болезни этого человека, она заключалась в его греховности. Но какова связь между ними, непосредственно ли Бог посылает скорби человеку за его грехи, или это происходит иначе? Ответ на этот вопрос находим у святых отцов. Его кратко в следующих словах выразил преподобный Марк Подвижник: «Господь положил, чтобы за каждым делом, добрым или злым, приличное ему воздаяние следовало естественно, а не по особенному назначению [от Бога], как думают некоторые, не знающие духовного закона» (Слово 5. Советы ума своей душе). Что означает «следовало естественно» и какого духовного закона не знают некоторые? Духовно-телесная природа человека, как и всего сотворенного Богом мира, устроена совершенным образом: целесообразно, гармонично, закономерно. Но человеку, в отличие от прочих творений, даны особый разум и свобода, и он может жить или согласно со своей природой, или вопреки ей. Первое, сохраняя ее целостность и красоту, естественно приносит человеку благо. Второе — при нарушении человеком законов ее жизни — естественно ранит, калечит ее, принося страдания и телу, и душе. Это и есть тот духовный закон, о котором пишет преподобный Марк. Но механизм его действия остается большей частью скрытым. Он реагирует на нарушения не моментально, а постепенно, как и многие законы, например, в области экологии, биологии, психологии. Поскольку в противном случае человек потерял бы свою свободу, подчинившись животному инстинкту страха. Господь, дав заповеди, указал, как необходимо жить, чтобы не только не подвергнуться карающему действию закона, но и восстановить с их помощью нанесенные повреждения. Поэтому святой Исаак Сирин евангельские заповеди называет лекарствами: «Что врачевства для больного тела, то заповеди для страстной души» (Слова подвижнические. Слово 55). Ибо как нарушение заповедей естественно порождает страдания, так исполнение их естественно исцеляет человека. Апостол Павел указывает при этом и на прямую зависимость всего сотворенного Богом от духовного состояния человека, ведь благодаря спасению человечества и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим. 8: 21). Более того, он пишет: Разве не знаете, что мы будем судить ангелов? (1 Кор. 6: 3). _________ Фрагмент книги "Жизнь с Евангелием. Комментарии к Евангелию от Матфея" https:alexey-osipov.ru/...iemнгелие #библия #Бог #духовность #церковь #православие #христианство #ИисусХристос
174 прочтения · 5 дней назад
Почему Церковь называет Иисуса Христа Спасителем? Сын Божий в Воплощении Своем соединяется со смертной природой человека, не приняв, однако, тех греховных страстей, с которыми рождаются все люди. Святитель Григорий Палама очень ясно это выразил: «Слово Божие приняло плоть такую, как у нас, и хотя совершенно чистую, однако смертную и болезненную». Своей добровольной Крестной Жертвой Христос исцелил в Себе эту смертность. Об этом говорит апостол Павел: Бог вождя спасения нашего [Христа] совершил (по‐гречески teλειώσε — телио́сэ — «сделал совершенным») через страдания (Евр. 2:10). То есть Своими страданиями, смертью и Воскресением Он сделал совершенной воспринятую Им в Воплощении человеческую природу, чтобы дать ее верующим и спасти их. Как пишет преподобный Максим Исповедник, «непреложность произволения во Христе вновь вернула этому естеству через Воскресение бесстрастность, нетленность и бессмертие». И как от Адама произошел весь род человеческий по плоти со всеми последствиями его греха, так от Господа Иисуса Христа начался новый род людей, рождающихся от Него по духу в жизнь вечную. Это рождение совершается в таинстве Крещения. _________ Фрагмент книги "Таинство Крещения" httpalexey-osipov.ru/...iya
177 прочтений · 6 дней назад
Что такое Церковь и что означает стать ее членом? Церковь имеет две стороны — внутреннюю и внешнюю, различение которых очень важно для ее понимания. С внутренней стороны Церковь — это духовный организм — «Тело Христово» (см.: Еф. 1:23), — представляющий собой единство в Духе Святом всех тех верующих во Христа, которые следуют в своей жизни Евангелию и учению святых отцов. Наиболее очевидным признаком, говорящим о том, что «здесь Церковь», является та любовь, которую заповедал людям Христос: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13:35). Она свидетельствует о причастности человека к Церкви. А где нет любви, там нет Христа, нет Бога, нет истинной веры — нет и Церкви. С внешней стороны Церковь является обществом, имеющим свою организацию, соответствующую структуру управления, иерархию, преемственно идущую от апостолов. Членами этого общества являются все крестившиеся и не отлученные от Церкви, исповедующие (или не отрицающие) единую веру, одни заповеди, таинства, каноны, независимо от степени убеждения и характера жизни. Поэтому внешняя принадлежность человека к Церкви, какое бы положение он ни занимал в ней, еще не говорит о том, что данный человек действительно является христианином и членом Церкви. _________ Фрагмент книги "Таинство Крещения" htalexey-osipov.ru/...iya
237 прочтений · 1 неделю назад
«Сродство между собой как добродетелей, так и пороков». Такова формулировка святителем Игнатием (Брянчаниновым) ещё одного закона духовной жизни. Его в деталях великолепно показывает в своей «Лествице» преподобный Иоанн Синайский, «по полочкам» раскладывая и разбирая все основные добрые и греховные свойства падшего человека. Святитель Игнатий изъясняет этот закон таким образом: «Необходимо знать возлюбленным братиям следующее: все благие помыслы и добродетели имеют сродство между собой; точно так же все греховные помыслы, мечтания, грехи и страсти имеют сродство между собой. По причине этого сродства произвольное подчинение одному благому помыслу влечёт за собой естественное подчинение другому благому помыслу; стяжание одной добродетели вводит в душу другую добродетель, сродную и неразлучную с первой. Напротив того, произвольное подчинение одному греховному помыслу влечёт невольное подчинение другому; стяжание одной греховной страсти влечёт в душу другую страсть, ей сродную; произвольное совершение одного греха влечёт к невольному впадению в другой грех, рождаемый первым. Злоба, по изречениям Отцов, не терпит пребывать бессупружной в сердце». Святитель Игнатий в своей статье «Отношение христианина к страстям его» на основании этого закона делает очень важный вывод: «Некоторые страсти служат началом и причиною для других страстей; таковы: объедение, нега, развлечение, роскошь, сребролюбие, славолюбие, неверие. Последствия их: сладострастие, печаль, гнев, злопамятство, зависть, гордость, забвение Бога, оставление добродетельного жительства. В духовном подвиге следует преимущественно вооружаться против начальных страстей: последствия их будут уничтожаться сами собой». Не зная этого закона, человек не обращает внимания на так называемые «мелкие» грехи» и произвольно, то есть без насилия страсти, совершает их. Но оказывается, «пренебрегающий мелочами мало-помалу нисходит в гибельное падение», – приводит святитель Игнатий слова преподобного Исаии Отшельника. О том, насколько важно знание и соблюдение этого закона, говорит опытнейший наставник в духовной жизни преподобный Исаак Сирин: «Премудрый Господь благословил, чтобы мы снедали в поте лица хлеб духовный. Установил Он это не от злобы, но чтобы не произошло несварения и мы не умерли. Каждая добродетель есть мать следующей за ней. Если оставишь мать, рождающую добродетели, и устремишься к поиску дочерей прежде обретения матери, то добродетели эти становятся ядовитыми ехиднами для души. Если не отвергнешь их от себя, скоро умрёшь». Таково одно из строгих законоположений духовной жизни, открытое подвижническим опытом святых. _______ Фрагмент книги "Бог" https:/alexey-osipov.ru/...bog
209 прочтений · 2 недели назад
Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу? (Ин. 5, 44) – сказал Христос. Этот закон говорит об очень серьёзной духовной проблеме, прежде всего, христианина: жаждущий похвал, принимающий лесть – теряет, оказывается, веру. Происходит это постепенно, незаметно, но непременно, ибо таков духовный закон. В настоящее время публичные восхваления друг друга, особенно в церковной среде, становятся своего рода нормой. Это антиевангельское явление расползается как рак, ему редко где ставится преграда, хотя, по слову Самого Христа, оно убивает веру. Преподобный Иоанн в своей знаменитой «Лествице» пишет, что только равноангельный может без вреда для себя вынести похвалу человеческую. Ибо принятие её парализует духовную жизнь человека. Его сердце, по слову этого преподобного, впадает в окамененное нечувствие, которое проявляется в охлаждении и рассеянности в молитве, потере интереса к изучению аскетических творений святых отцов, молчании совести при совершении греха, пренебрежении к заповедям Евангелия. Такое состояние, если христианин вовремя не опомнится и не начнёт бороться с липкой патокой человеческой лести, может вообще уничтожить у него веру, оставив лишь одну пустую обрядность и лицемерие. _______ Фрагмент книги "Бог" httalexey-osipov.ru/...bog
242 прочтения · 2 недели назад
Преподобный Иоанн Валаамский: «Ты жалуешься, что не можешь сосредоточиться на молитву — «все есть еще бесчувствие», сознаешь свое нерадение, а не влияние внешних дел. Да, сладостна молитва, но требует большого труда, и: «Молитва до последней минуты жизни требует борьбы», — сказал авва Агафон. Однако должна знать, что всякому житию свой чин. Ты живешь в миру — вот и старайся исполнять свое дело добросовестно, на которое поставлена Божиим Промыслом. Не осуждай никого ни в чем, всего, чего не любишь сама, того не делай другим. Не любишь, чтобы тебе говорили неприятное, или укоряли, или досаждали, или грубо обращались, или злоречили, и ты ничего такого не делай никому. Вот твоего жития чин, и старайся так жить, а в чем совесть обличает, кайся Господу. А куда ты стремишься — это достояние иноческого отшельнического жития, и оно требует совершенного беспопечения, а главнее всего, глубокого смирения — без смирения суетны все подвиги. Ты ведь занята целый день заботами да хлопотами. Как возможешь сосредоточиться в молитве? Если найдется свободная минутка, прочти в Евангелии несколько, и Апостольских посланий, и еще загляни в святоотеческие книги. Умудри тебя Господи».
269 прочтений · 3 недели назад
(Мф. 7: 6) Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. Речь идет о необходимости строгой рассудительности в словах, беседах, проповедях, публичных выступлениях, когда говорим о христианстве. Бесполезно, а большей частью вредно и грешно говорить о вере с человеком, не имеющим никакого интереса к исканию истины, а тем более ожесточенно настроенным против Христа. Запрещено святыми отцами вести разговор о Боге или спорить по каким-либо богословским вопросам с человеком, враждебно настроенным, или фанатиком. Апостол Павел объясняет почему: тот горд, ничего не знает, но заражен [страстью] к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких (1 Тим. 6: 4–5). Святые предупреждают: Авва Дорофей: «Неприлично кому-либо исправлять брата в то самое время, когда он согрешает против тебя». Преподобный Марк Подвижник: «Не оказывающего повиновения слову любви, не принуждай с любопрением к повиновению». Преподобный Антоний Великий: «Будь мудр: молчанием загради уста клевещущих на тебя. Не оскорбись, если кто будет говорить худо о тебе: это — действие нечистейших духов». _________ Фрагмент книги "Жизнь с Евангелием. Комментарии к Евангелию от Матфея" https:alexey-osipov.ru/...iem
271 прочтение · 3 недели назад
Игумен Никон Воробьёв: «Утопающий хватается за соломинку, так и ты в своем душевном неустройстве ищешь поддержки в ближних своих. Мой жизненный опыт привел к тому взгляду, что никто нам не может помочь: ни сам себе, ни другие люди, а только Господь. Твое душевное состояние не только не улучшается, а делается временами невыносимым и потому, что у тебя мало надежды на Бога. Ты смотришь на свои грехи и справедливо считаешь, что за них, по справедливости, должна бы пострадать в будущей жизни и даже здесь пред смертию, и по смерти на мытарствах, и далее. Если так смотреть, то можно придти в полное отчаяние. Разве можно так смотреть христианину? Если бы человек спасался своею праведностью, то зачем было приходить Господу Иисусу Христу и страдать? Никто не вошел в царствие Божие своими только заслугами. Человек должен понять: 1) свою ветхость, испорченность, падение, всякую неправду, полное искажение всей души своей и прочее; 2) убедиться на своем горьком опыте, что сам он своими силами не может исправить себя, хотя и должен постоянно бороться со своей испорченностью и оплакивать это состояние; 3) должен обращаться ко Господу, как мытарь: «Боже, милостив буди мне, грешному» (Лк.18:13). Я погибаю, тону в море беззаконий моих, спаси меня, Господи Иисусе Христе, как спасал всех, кто к Тебе обращался: разбойников, мытарей, блудниц и т. п.» 
302 прочтения · 3 недели назад
Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится (Мф. 23, 12). По этому закону, жаждущий славы, власти, почёта и прочего, хвалящийся своими достоинствами и успехами, видящий себя лучшим, чем другие, непременно будет унижен. Святитель Григорий Палама так выражает эту мысль: «Искатели человеческой славы и всё ради неё делающие получают скорее бесславие, чем славу, потому что всем не угодишь». Происходит то, о чём говорил ещё библейский Иов: Когда я чаял добра, пришло зло; когда ожидал света, пришла тьма (Иов. 30, 26). Поэтому схиигумен Иоанн (Алексеев), валаамский старец, предупреждает: «Всегда так бывает, кто сделает что с тщеславием, жди бесславия». Один из законов, с которым непрерывно соприкасается каждый человек, указан в следующих словах Христа: Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом (Лк. 16, 10). Этот закон касается как нашей личной, так и общественной жизни. Духовная жизнь человека слагается из двух основных векторов: это, с одной стороны, борьба с возникающими дурными желаниями, мыслями, чувствами, с другой – усилия, которые направлены на стремление к жизни по совести и разуму. Данный закон указывает на самую серьёзную зависимость духовного и нравственного состояния человека от его отношения к так называемым мелочам – малому – в жизни. Авва Исаия Отшельник предупреждал: «Пренебрегающий мелочами мало-помалу нисходит в гибельное падение». Под этими опасными мелочами обычно подразумеваются недолжные мысли, слова, поступки, прямо не имеющие, как кажется, серьёзного значения, но совершение которых произвольно, без насилия страсти, приводит к разрушительным последствиям во всей духовной и внешней жизни человека. Постоянная, например, нечестность в малом закономерно порождает и нечестность в большом. Такова неумолимая логика нашей человеческой психики. Но этот закон утверждает и другое. Победа над такими малыми влечениями приносит человеку большие внутренние силы. Он, прежде всего, приобретает власть над самим собой, и тогда становится способным к великим духовным достижениям. _______ Фрагмент книги "Бог" httalexey-osipov.ru/...bog
Ролики