На Октябрьской набережной располагается великолепное здание, напоминающее своей архитектурой древнерусские постройки.
Усадьба и обширные охотничьи угодья появились на этом месте еще в первые годы существования Петербурга. В начале XIX века она принадлежала князю Г.П. Гагарину. При нем была создана система прудов и разбит парк.
Гавриил Петрович подарил усадьбу своему сыну Павлу. Он был мужем княгини А.П. Лопухиной - фаворитки Павла I. Брак был фиктивным. Только после смерти супруги Павел Гаврилович смог жениться по любви на балерине М.И. Спиридоновой. В обществе такие союзы не приветствовались, и пара предпочитала проводить время вдали от высшего света.
В 1824 году Сосновка на карте была отмечена, как “Мыза Гагарина”. Павел Гавриилович устраивал в усадьбе приемы, псовые охоты и закрытые встречи (как и его отец, князь был масоном).
После смерти князя Сосновка сменила нескольких хозяев. И только в 1889 году имение приобрел полковник А.И. Чернов. Он был очень скрытным человеком. До сих пор не найден ни один портрет полковника, а также неизвестны даты его жизни.
Чернов был большим поклонником охоты, наряжая своих слуг в старинные русские кафтаны. В 1889 году началось строительство усадебного дома в виде русского терема. Он должен был стать частью декораций для театрализованных охот.
Проект дома был выполнен известным архитектором А.И. фон Гогеном, при помощи его молодого помощника А.И. Кузнецова. Русский стиль был очень моден в эпоху Александра III. Выбор внешнего облика фасадов здания Чернов предоставил архитекторам. Так, здание одновременно стало похожим и на европейский охотничий замок и на традиционный русский дом.
Личные покои Чернова были изолированы от парадных и гостевых комнат. В рабочий кабинет хозяина могло попасть только самое близкое окружение. В него можно было попасть через комнату, в которой располагались книжные шкафы. Это должно было создавать у посетителей впечатление о начитанности владельцев.
В кабинете была устроена лестница, по которой можно было попасть в винный погреб (он находился в подвале) и в спальню на втором этаже. Между оборотами лестницы устроено небольшое помещение, которое предназначено для хранения ценных вещей и документов. Вход в него был устроен только через кабинет.
В подвальном этаже были сделаны просторные кухни и комнаты для прислуги. На первый этаж можно было попасть по черной лестнице.
По желанию Чернова в доме не было отдельной столовой для парадных обедов. Поэтому маленькая столовая примыкала к залу, который при большом съезде гостей, можно было использовать для сервировки обеда.
Из передней можно было попасть в бильярдную. У длинной стены можно было поставить диванчики для наблюдающих. Зал сообщался с маленькой восьмиугольной гостиной. По проекту переход должен был вести к церкви, которую планировали построить чуть позже рядом с домом.
Для размещения гостей на втором этаже были предназначены три комнаты, а для экономки две. Все они имели выход на площадку внутренней лестницы.
В спальне хозяина был альков с выходом в уборную. Над галереей первого этажа была длинная терраса, доступ к которой имел только хозяин.
Рядом со спальней был фотографический павильон, который соединялся с кабинетом на первом этаже.Башня высотой в 21 метр была до парапета сложена из камня. На этой высоте был устроен тамбур, который должен был предохранить лестницу в башне от холода в зимнее время. В деревянной части башни была устроена винтовая лестница. По ней можно было подняться на высоту.
Строительство дома завершилось в 1893 году. Эту дату можно увидеть на флюгере здания.
Название усадьба получила от окружавшего ее соснового леса. По указу хозяина он был облагорожен и превращен в пейзажный парк.
К берегу Невы из дома вела каменная лестница, которая не сохранилась.
В начале XX века произошел скандал. Чернов, желая получить материальную выгоду со своей усадьбы, решил распродать часть земель под земледельческую колонию. Были составлены планы и начаты продажи участков. Предполагалось, что здесь будут сделаны улицы и проспект Черновского. Но затея не удалась. Владелец выделил под продажу самые заболоченные участки, которые не годились под ведение хозяйственных работ.
Чернова обязали вернуть покупателям задатки, а земли для продажи подготовить. Так, полковник отказался от идеи создания этой колонии.
Но небольшой доход он все же получал. За небольшую плату на территории усадьбы можно было собирать грибы.
В 1919 году в главном доме был открыт один из первых домов отдыха для рабочих Невской заставы. А в 1920 году летом и осенью в здание проживал Николай Гумилев.
В начале Великой Отечественной войны в здание расположился госпиталь. Но в 1943 году было принято решение передать усадьбу Министерству связи. Так, здесь работала радиостанция, которая позже стала городским радиоцентром номер 3.
С тех пор парк огорожен глухим забором. На территории усадьбы были установлены радиомачты, которые глушили западные радиостанции.
В середине 2010-ых годов радиоцентр в Сосновке прекратил свою работу.
До нашего времени интерьеры усадьбы практически не сохранились.
Тамбур от вестибюля отделяют двери, украшенные витражом с изображением ваз и растительных орнаментов.
Комнаты здания были оформлены в разных исторических стилях. В некоторых комнатах можно увидеть керамические полы и лепнину.
Главный вестибюль по периметру украшен каннелированными колоннами. Под потолком можно увидеть статуи грифонов.
Центральное помещение первого этажа - ротонда. Из нее можно было попасть и в парадные залы, и на лестницу. В нишах зала стояла скульптура.
Деревянные двери украшены фамильным гербом Черновых.
На парадной лестнице можно увидеть витражи. На них изображены “День” и “Ночь”.
В настоящее время стоит вопрос о реконструкции усадьбы.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: