Ведийские традиции Индии уходят корнями глубоко в прошлое, теряясь где-то на глубине архаичной древности. И если большинство учёных считают, что ведийская цивилизация в Индии существовала во II-III тыс. до нашей эры, то некоторые индийские учёные говорят о цифрах гораздо более внушительных, относя начало ведийского периода аж к VII тысячелетию до н. э. Сами же Веды говорят нам о несравнимо более древних временах, оперируя такими сроками, как сотни тысяч и даже миллионы лет.
Читайте также:
Как бы там ни было, можно проследить существование ведийских (или очень схожих с ними) традиций не только на территории Индостана и прилегающих к нему территорий, но и в совсем удаленных от него частях света. Например, в Америке.
Давайте сравним традиции коренного индейского населения американского континента и аспекты ведической культуры, сознания Кришны, во многих традициях коренных американцев, таких как племена Анишнааби. Эти племена исследовал один американский ученый индейского происхождения, принявший впоследствии индуизм - Шри Нанданандана дас.
Священная еда
Многие из духовных практик Анишнааби связаны с едой и это напоминает индуистскую традицию почитания прасада. Индейцы относятся к каждому живому существу и растению как к одушевленной сущности. Мнение о том, что живые души находятся в телах растений не так уж распространено в мировых религиях, но в индуизме это одно из основных понятий. Так же как и у индейцев.
У них существует обычай, когда перед началом какого-то ритуала, они берут растение и возносят ему молитву, сообщая свои намерения и объясняя, почему используют его.
Затем они берут небольшую лопату и если собираются срезать растение, трижды постукивают по растению или по земле рядом с ним, чтобы дать растению понять, что сейчас произойдет. Затем они брали растение или зерно и готовили его, а затем предлагали Духам на тарелке.
В некоторых индейских языках словом Вакантанка называют Великое, Высшее существо или Великий Дух, а Танкашала — духовная сущность. Иногда это переводится как Дедушка, или то, что никогда не рождается и никогда не умирает.
Вакантанка известен также как Великая Тайна, потому что многие индейцы не рассматривают Бога как отдельную личность. Это очень напоминает понятия Брахмана в индуисткой традиции Веданта.
Поэтому индейцы сначала отдают еду Вакантанке и молятся над ней. Затем они берут душистую траву, сжигают ее как благовоние, и это становится частью подношения. То есть, также как в индуизме, человек специально создает среду для духовных сил, чтобы сказать: «Пожалуйста, примите это».
Реинкарнация
В индейской традиции также существует понятие цикла повторяющихся рождений и смертей. Т.е. присутствует знание о реинкарнации. Поэтому, у индейцев считается, что некоторые могут иметь особую связь с определенными духовными наставниками, потому что они признают, что предок стал животным, и теперь это животное с вами, или следует за вами, или вы имеете какие-то отношения с этим животным (тотем).
Таким образом предки помогают человеку в его жизни. Также и вы впоследствии будете помогать другим живым существам в их процессе выхода с этого плана существования.
Также важной частью индейской духовности является понимание того, что существует множество сфер или миров. Вы находитесь в одном мире - на Земле, но это не значит, что это ваше постоянное местонахождение. У коренных американцев могильники и другие ритуальные места были так важны, потому что они понимали, что необходимо проводить надлежащие ритуалы и церемонии, чтобы душа могла путешествовать дальше, вместо того, чтобы быть застрять в материальном мире.
Понятие о смерти
Одна из похожих на индуизм особенностей в отношении смерти заключается в том, что у индейцев после того, как человек покинул свое тело, нельзя произносить его имя в течение года.
Это нужно для того, чтобы умерший не чувствовал желания вернуться или остаться призраком или некой тонкой сущностью, все еще привязанным к своим отношениям с людьми здесь или к своему собственному телу.
В индуизме существуют знания о самых разных видах подобных существ, душ умерших людей, оставшихся в нашем мире – такиех как бухты, преты и пишачи.
Читайте:
Кремация
Кремация – один из важнейших ритуалов для большинства индейских племен. В их традиции крайне важно, чтобы убедиться, что тело сожжено, чтобы души умершие могли идти дальше, а телу - позволить вернуться в землю. В индуизме точно такое же отношение к посмертным обрядам.
И хотя в Америке есть и много индейских могильников, такие захоронения делались не по воле коренных жителей. Именно поэтому с могильниками связаны всевозможные проклятия. Чаще всего индейцы хоронили умерших в землю в периоды, когда шли столкновения с европейцами, поэтому людей просто клали там, где они упали. Прямо в этих местах проводились погребальные церемонии.
Космология
Еще одна интересная тема — мифологические истории о происхождении мира, которых очень много. Например, одна из главных историй творения у индейцев чероки рассказывает о черепахе, весьма напоминающай индуистский миф о Курме – втором из десяти аватаре или воплощение бога Вишну.
У многих коренных американцев также существует циклическое понимание того, что земля погружается в воду и выходит обратно, начинаются новые циклы существования людей.
То же самое касается Курмы и пахтанья молочного океана богами и демонами в индуистских текстах, когда земля была поглощена водой. С этим связана история Вишну, который воплотился в черепаху и вернул жизнь на Земле.
Поклонение Луне и Солнцу
Почти все индейские практики основаны на каком-либо поклонении полубогам (или неким высшим силам), например, Луне и Солнцу.
Кроме того, у индейцев разные планеты обладают разными целебными свойствами. Если человек молится солнцу, значит у него есть определенные причины, по которым он обращается именно к солнцу с просьбой об исцелении.
В традиции индейев Лакота есть церемония Танца Солнца, во время которой они четыре дня танцуют на открытой арене, не принимая ни еды, ни воды. Происходит обращение к солнцу и дереву, которое находится в центре арены, совершаются подношения. По сути это молитвы и жертвы ради исцеления себя и или кого-то из нуждающихся в этом.
Существует также женская лунная церемония. У индейцев, так же как и а индийской астрологии поклонение Луне считается женской прерогативой.
Мистические практики: «Индейская йога»
В традиции коренных американцев также есть множество мистических практик, которые можно соотнести с йогическими практиками Индии.
Путешествия на другие планы
Например, около четырех или пяти утра, на рассвете, когда можно увидеть Полярную звезду, индейцы молятся ей, примерно в то же время, когда у индуистов происходит ритуал Мангала-аарти.
Почитание растений
Существуют также различные виды растений, которые используются для определенных церемоний, и есть живое существо, которое управляет этим растением, почитаемое индейцами.
Это похоже на индуистскую традицию почитания деревьев, например, Туласи или Пипал.
Читайте также:
Особенно коренные американцы почитают табак, который, вопреки распространенному мнению, большинство индейцев используют не как одурманивающее средство, а как способ вознесения молитв. В некоторых случаях они курят табак, держа дым во рту, а затем выпуская. Существует понимание того, что табак – это священное существо. Поэтому вместо того, чтобы использовать или манипулировать им для своего удовольствия, индейцы просят табак помочь им.
То же самое делают с красной ивой.
Кедр — еще одно растение, которое индейцы используют как особенное, например, для огненных церемоний или для возведения святых мест.
Когда с племенем происходит что-то серьезное, например, голод или другое бедствие, старейшина выходит и делает жертвоприношение какой-либо важной части имущества, предлагая его в жертвенный огонь, который имеет огромное значение в духовности коренных американцев.
То же самое вы видим в ведических традициях Индии. На большой церемонии, такой как ягья, необходимо разжечь огонь и предложить ему различные подношения.
Читайте об этом ритуале здесь:
Часто индейцы предлагают в огонь ценные вещи или, может быть, свое единственное имущество, зная, что это делается на благо всех или в качестве взаимности, что они получат взамен приношения. Вот почему на каждой церемонии присутствует огонь. Если огня нет, то церемония не может состояться или является неполной (например, если дождливая погода потушит огонь).
Джапа
В духовной традиции индейцев есть также нечто похожее на ритуал джапа мала (медитация или чтение мантр на четках).
Так, отправляясь в лес на поиск видений, индеец делает веревку с узелками, представляющими собой кусочки табака, на которые наговаривает молитву, заворачивает их в небольшую ткань и связывает веревкой. А затем делает 104 штуки для каждого направления (север-юг-запад-восток). Затем их соединяют одной веревкой. Получается как бы строка молитв, связанных вместе. Затем человек обвязывает веревку вокруг тела или надевает на шею. После возрващения из леса эта вещи предлагается огню.
Огненная церемония
Для костра выкапывают ямку, а на другой стороне ее делают насыпь. Затем окружающее пространство вокруг костра покрывают ветками кедра. Затем возносят молитвы и песни, молитвы лесу и благодарственные молитвы, песни призыва старших или древних со всех четырех сторон света. Индеец зовет духов-проводников, зовет Вакантанку прийти - через этот огонь, как врата духовной жизни. Далее идут всевозможные ритуалы и церемонии, связанные с самим огнем. Читаются молитвы камням, которые человек бросает в огонь, молитвы земле, молитвы каждому элементу природы.
Огонь – это начало и конец церемонии. И огонь должен поддерживаться на протяжении всей церемонии. Если огонь погаснет, церемония должна быть завершена, даже если она не завершена полностью. Поэтому, даже во время грозы, индейцы сделают все возможное, чтобы поддерживать огонь, поскольку это суть церемонии.
Это очень похоже на ритуал ягьи, которую нельзя прерывать, чтобы не нарушить космический баланс.
Танец призраков
Есть и другие глубоко мистические практик, похожие на тантрические ритуалы Индии. Например, Танец Призраков, исполнение которого официально запрещено властями Америки. Поэтому большинство коренных американцев очень осторожны в своих рассказах об подобных вещах и редко делятся рассказами о своей мистической практике «йоги». Многое нигде не записано, а передается устно.
Когда они совершают эту церемонию, они красят свои лица в белый цвет, поют песню и обваливают себя в грязи, все это выглядит экстатично и ужасающе. Это очень страшная практика, но и очень красивая. Отчасти это напоминает йогические практики Тибета или индуистскую тантру, где ритуалы связанные с понятиями смерти, очень распространены.
То, что они делают, — это вполне йогическая практика почитания умерших, но также и почитания жизни.
Легенды о происхождении
Большинство коренных американцев говорят, что они не с Земли, а с других планет, за исключением племени хопи, которые говорят, что вышли из Земли. Согласно их легендам, они находились под землей тысячи лет, а затем вышли на поверхность.
Но большинство других коренных американцев говорят, что они пришли с Плеяд. Они скажут: «Мы родом именно с этих звезд в Плеядах, это наша планета, и мы должны были прилететь на Землю. Но мы не отсюда, мы с Плеяд».
У других племен распространены поверья, что высокоразвитые люди пришли с Плеяд и научили других, как быть духовными, как молиться, как поклоняться и как прожить свою жизнь так, чтобы каждое действие совершалось с духовным сознанием, а не с материальным.
Большинство коренных американцев не чувствуют, что они родом из этой страны и что они собираются здесь остаться. Им кажется, что они здесь ненадолго, и им пора уходить. Многие из них чувствуют, что они принадлежат духовному плану или что они определенно пришли с райских планет, таких как Плеяды. И это знание присутствует во многих практиках индейцев.
В любом случае, в обычаях и глубинных понятия духовности у индийцев и индейцев гораздо больше общего, чем может показаться сначала. Это же касается и многих других народов.
Некоторые исследователи считают, что это указывает на существование в древние времена на Земле единой духовной и развитой цивилизации, которая дала свои знания многим народам и землям. Слишком уж много в самых разных культурах того, что похоже на ведические традиции или является их частью в том смысле, что служит одним и тем же целям. А есть вещи, почти идентичные ведическим учениям.
Амалия Тимофеева