Когда я смотрю на этих кукол, то я переношусь в свое детство, уж очень добрые и теплые воспоминания у меня связаны именно с этими куклами.
У меня в детстве тоже были такие бумажные куклы. Нам с сестрёнками их купила мама.Какое же это было счастье!!!Мы с сёстрами часами играли с этими куклами, придумывали разные истории, обменивались одеждами ,хвастались перед подружками.А как же бережно мы относились к куколкам, ведь они были бумажные ,чаще всего у бумажных платьиц, брючек и кофточек отрывались крепления, представляющие собой тонюсенькую полосочку бумаги. Это была очень серьезная потеря.
Игра с бумажной куклой и ее гардеробом увлекала настолько, что хотелось расширить эти возможности до максимально возможных пределов. и вот тут-то на помощь приходила фантазия, творческие способности и наблюдательность.
История создания бумажной куклы
Еще в середине XVII века получили распространение красочные листы с напечатанным на них богатым гардеробом светской дамы. Так распространялась информация о моде задолго до появления первых журналов мод. Сто лет спустя, когда стали популярными игрушки из бумаги, об этих листах вспомнили. С 1790 года появляется в продаже и сразу становится чрезвычайно популярной плоская картонная кукла с гардеробом из бумаги. (Гардероб здесь имеется в виду не как шкаф, а как набор одежды). Называется она - Пандора (из греч.мифологии – всем одарённая ). Кукла представляла собой фигуру молодой женщины, вырезанную из твердого картона, высотой около 8 дюймов (приблизительно 20 см), с просто уложенными волосами, в нижней юбке и корсете. К ней были приложены 6 полных комплектов со вкусом нарисованной одежды, которая вырезается из бумаги. Это летняя и зимняя одежда, манишка, меха, чепцы и шляпы, шубы и платья и т. п.»
Английские куклы имели богатый гардероб. Можно было менять наряды, закрепляя одежду и головные уборы с помощью бумажных полосок, которые позволяли платью держаться на фигуре.
Первые наряды кукол были цельными, т.е. на одном рисунке изображался наряд целиком: все лифы, юбки, парик, украшения. Популярной была и вариативность позы куклы. Руки самой куклы изображались максимально близко к телу, за счет чего на наряде руки можно было расположить по разному. Пышные юбки тех лет также помогали в этой хитрости.
Вскоре бумажная кукла-манекен стала изображать различных популярных в ту пору личностей, исторических персонажей, знаменитых актрис. Была кукла-портрет известной французской балерины Марии Тальони. Примерно в 1850 году в Германии можно было купить куклу с лицом Женни Линд, одной из самых выдающихся певиц XIX века, называемой современниками «шведским соловьем».
Портретная вырезная кукла представляла также и Фанни Эльслер — австрийскую балерину с мировым именем, выступавшую в Европе, США и в России. Куклы эти изготовлялись уже с подставкой у ножек, их можно было располагать на столе, менять на них костюмы, воображая актрису то в одной, то в другой роли.
Популярность бумажных кукол росла. В 1840 году на листах для вырезания появились даже малютки с приданым - комплектом нарядной изысканной одежды с тщательно прорисованными деталями и дополнениями. У неё был свой гороскоп. Кукла была двусторонней. Для того, чтобы изготовить ее, надо было воспользоваться не только ножницами, но и клеем. К этой маленькой кукле прилагались два платьица, два верхних наряда, слюнявчики, двусторонняя шляпка и даже два красивых детских конверта.
В американских колониях картонная кукла, известная как "многообразная изменчивая фигура", пользовалась большим спросом у людей, любящих одеваться элегантно и модно. Эти куклы, дававшие представления о последней моде, были более экономны и совершенны, чем куклы-пандоры, изготовлявшиеся в натуральную величину. Примерно в 1870 году стали издаваться свадебные бумажные куклы, к которым прилагались разные костюмы - жениха, невесты, подружек.
В первые годы XIX столетия из бумаги делали самые разнообразные игрушки. И хотя часто век их был недолог, артистичность, с которой были выполнены вырезные куклы, поднимает эту игрушку над эфемерной бумажной забавой наших дней.
Неизвестно когда впервые появилась вырезная кукла в России, но в конце XIV века в качестве регулярного приложения к «Газете для маленьких девочек», выходили листы для вырезания с комплектом одежды, не с одной куклой, а с несколькими на одном листе. Одежда на этих листах представляла моду для средних классов: денные рубашки, нижние юбки с оборками, уличная и домашняя одежда для всех пяти кукол - увлекательное занятие для многодетного семейства. Причем вся одежда тщательно прорисована.
Популярные листы для вырезания способствующие развитию навыков ручного труда и формированию вкуса, сохранились и в 10-30-х годах ХХ века. Сегодня промышленность производит миллионы кукол. Несмотря на это бумажные куклы по-прежнему с нами и не собираются уходить в историю, ведь у них есть много достоинств! Одним из главных достоинств бумажной куклы является ее легкость и изящность.
Для бумажных кукол можно создавать бесчисленное множество нарядов. Это не потребует от вас много времени, а с точки зрения денег – и вовсе доступное, не требующее финансовых вложений хобби. Создание нарядов для бумажной куклы – это настоящий полет творчества, в котором вы можете попробовать себя в роли художника модельера. Впрочем, на первых порах можно просто перерисовывать одежду с бумажных глянцевых журналов и с модных порталов интернета.
Куклу можно создать без волос, тогда помимо нарядов вы также сможете менять ей прически, изготавливая парики... При желании для вашей любимой бумажной куклы несложно создать целый мир – дом, дачу, машину, офис, или даже прислугу. При этом бумажная принцесса, даже если у нее есть свой дворец, не займет много места в квартире. Ее можно хранить в объемной папке.