Найти в Дзене

Отголоски былых времен.

Может быть настало время, или я очень воодушевилась данными, которые недавно попали мне в руки, но захотелось вам рассказать еще одну историю или сказку?! В далеком городе Тобольске, который славился своими древними традициями, ремеслами и красивой природой, 5 марта 1884 года в семье плотника родился мальчик по имени Василий. С малых лет он был любознательным и смелым. Его глаза блестели, как звезды на вечернем небе, когда он мечтал о будущем. Василий рос в большой семье, где уважали труд и очень ценили знания. Он окончил ремесленное училище и устроился на работу писарем в Губернское управление, а в 1906 году пошел служить в армию. Демобилизовавшись в 1909 году, вернулся на прежнее место работы, но уже секретарем Тобольской Тюрьмы и Губернским секретарем. После празднования своего 25-летия женился на Марии Николаевне Сивковой, девушке трудолюбивой, с добрым сердцем и сильной духом. В их жизни, конечно, вскоре зазвучали детские смех и радость — в 1911, 1912 и 1913 годах у них родились
Мария Николаевна и Василий Григорьевич 1916г.
Мария Николаевна и Василий Григорьевич 1916г.

Может быть настало время, или я очень воодушевилась данными, которые недавно попали мне в руки, но захотелось вам рассказать еще одну историю или сказку?!

В далеком городе Тобольске, который славился своими древними традициями, ремеслами и красивой природой, 5 марта 1884 года в семье плотника родился мальчик по имени Василий. С малых лет он был любознательным и смелым. Его глаза блестели, как звезды на вечернем небе, когда он мечтал о будущем.

Василий рос в большой семье, где уважали труд и очень ценили знания. Он окончил ремесленное училище и устроился на работу писарем в Губернское управление, а в 1906 году пошел служить в армию. Демобилизовавшись в 1909 году, вернулся на прежнее место работы, но уже секретарем Тобольской Тюрьмы и Губернским секретарем. После празднования своего 25-летия женился на Марии Николаевне Сивковой, девушке трудолюбивой, с добрым сердцем и сильной духом. В их жизни, конечно, вскоре зазвучали детские смех и радость — в 1911, 1912 и 1913 годах у них родились трое замечательных детей: Василий, Елена и Володя(наш дед).

1910 год.
1910 год.

1916 год.  С прапрадедом Григорием Фроловичем
1916 год. С прапрадедом Григорием Фроловичем

Ничего не предвещало беды...

Мир вокруг них начал меняться. В 1914 году, когда над Россией собрались тучи войны, Василий повздорил с начальством и, вместо продолжения службы в Тобольской тюрьме, был мобилизован в 53-й сибирский стрелковый полк. "Интеллигентный герой", человек с прекрасным почерком и умением здорово считать, смелый и находчивый, долго не сидел в рядовых. Он был помощником смотрителя продовольственного магазина 12 армии, помощником заведующего полевой кухней.

Василий Григорьевич 1916 г. город Венден.
Василий Григорьевич 1916 г. город Венден.

Демобилизовавшись в 1918 году в звании зауряд- военный чиновник, он вернулся в Тобольск, где его командировал на должность начальника тюрьмы сам Василий Николаевич Пигнатти (Тобольский военный комиссар временного правительства). Пред Василием Григорьевичем встал непростой выбор: мобилизоваться на войну с Красной армией или остаться, тут, в Тобольске, на месте, где отработал почти 14 лет. Как начальник тюрьмы, зарекомендовал себя с очень хорошей стороны, к заключённым относился внимательно, по-доброму, за что, даже позже, после их освобождения, получал от них благодарности.

В это время в России происходили страшные события — царская семья была расстреляна, а общество раздирали противоречия.

Власть в Тобольске была очень неустойчива, перемены происходили каждый день и, в начале 1919 года, когда ВасильГригорич, как его называли друзья и сослуживцы, начал осознавать, что его положение становится опасным, он решился на побег из Тобольска в Иркутск вместе с людьми из временного правительства. Судьба распорядилась иначе - его поймали на станции Тулун, Иркутской губернии, которая находилась в 2800 километрах от родного города, и... внезапно отпустили в тот же день, но это было только начало. Начало всех бед.

В августе 1919 его снова эвакуировали в Иркутск вместе с правительством Колчака. (Справка из Википедии: Колчак Александр Васильевич в январе 1920 года, во время отступления белых войск и эвакуации сил Антанты из Сибири, был выдан в Иркутске командованием Чехословацкого корпуса местным властям в обмен на свободное продвижение чехословацких эшелонов и союзных военных миссий во Владивосток. 7 февраля 1920 года расстрелян по постановлению Иркутского военно-революционного комитета от 6 февраля 1920 года.)

Василий Григорьевич же, в январе 1920 года был арестован и выслан в Тюмень, где обвинение в его адрес будет основываться на «работе начальником Тобольской тюрьмы в 1918-1919годах». Но даже тогда его дух не сломили. Обвинения сняли в сентябре 1921 года.

Василий работал в разных местах, пытаясь обеспечить свою семью. Он был бухгалтером, счетоводом, кассиром, работал в магазинах и даже в Госбанке. Но тяжелые времена продолжали преследовать его и его семью — в 1926 году он и его жена, Мария Николаевна лишились гражданских и избирательных прав.

С 1927 по 1930 год Василий и Мария боролись за восстановление своих прав. Их борьба была полна надежды и решимости, несмотря на безысходность ситуации.

Что было в следующие семь лет... я пока не знаю. Но, увы, в 1937 году, за участие в Союзе Спасения России, его жизнь трагически оборвалась — он был расстрелян в Томске 10 ноября(ирония судьбы, в день милиции СССР)...

Эта история о прадедушке Грязнове Василии Григорьевиче — не только о мужестве и стойкости человека, но и о любви к семье и Родине. В его жизни были радости и горести, победы и поражения, но он оставил после себя наследие, которое будет жить в наших сердцах- сердцах его потомков. И хотя он ушел из жизни, его дух продолжает вдохновлять нас, напоминая, что даже в самые темные времена важно хранить веру и надежду.