Когда Лора и ее муж Том попытались зачать ребенка в 2017 году у них этого не получилось. Хотя всего всего за год до этого у пары родилась дочь Инди. "Я пошла к своему акушеру", - рассказала Лаура изданию ABC. "Единственное, что она посоветовала мне, это не беспокоиться, подождать когда я перестану кормить грудью, а месячные придут в норму, тогда-то, скорее всего, я снова и забеременею". Но месячные не приходили в норму, а тесты на беременность не давали положительных результатов.
Прошли месяцы, Лаура начала подозревать, что что-то еще не так. "Я начала проводить собственное исследование, и тогда я наткнулась на синдром Ашермана", - рассказала она. "Я внезапно перестала быть уникальной. Там было так много женщин, которые прошли через то же самое".
Синдром Ашермана - это редкое заболевание, которое возникает, когда внутри матки или шейки матки образуется рубцовая ткань. Симптомы могут включать сокращение менструаций, боли в области таза и трудности с наступлением или сохранением беременности. В большинстве случаев синдром Ашермана возникает из-за инфекции или осложнения после процедуры расширения и кюретажа, проводимой после неполного выкидыша, во время аборта или после родов, если плацента не отходит должным образом. Выскабливание стенок полости матки (кюретаж) — гинекологическая манипуляция, суть которой заключается в изъятии верхнего слоя слизистой оболочки стенки матки и/или слизистой оболочки шейки матки с помощью специального инструмента — кюретки. Процедура проводится как с лечебной, так и с диагностической целью..
Лаура перенесла такую операцию после рождения дочери в 2016 году. Но когда она заговорила о возможности синдрома Ашермана со своим гинекологом, они отвергли эту идею, отметив, что такое состояние исключительно редко встречается. Однако, Лаура не успокоилась и решила обратиться к другому гинекологу, специалисту по синдрому Ашермана. В следующем месяце она и ее муж Том пришли на прием к профессору Ванкайи, который поставил Лоре диагноз "синдром Ашермана 3 стадии". "Через месяц я вернулась для лечения", - вспоминает она. "А уже через два месяца после этого мне удалось забеременеть".
Борьба Лоры за вторую беременность и поиск логичных объяснений такого состояния знакома профессору Ванкайли, который ежегодно лечит от 50 до 60 женщин с синдромом Ашермана. "В большинстве случаев женщины пытаются забеременеть снова... но у них случается выкидыш, они хотят попробовать еще раз, но и потом ничего не получается. Это типичная история". Часто женщинам трудно получить своевременный диагноз, потому что это заболевание встречается редко - примерно один или два случая на 1000 женщин, по словам профессора Ванкайли. "Обычный гинеколог, который занимается всеми подряд пациентами, вероятно, видит только два-три таких случая за всю свою карьеру".
Синдром Ашермана недостаточно диагностируется, говорит профессор Ванкайли, отчасти потому, что его начало может совпадать с кормлением грудью (что может повлиять на фертильность), а также из-за ошибочного мнения, что он всегда приводит к прекращению менструации. "На самом деле аменорея встречается только в 4% случаев болезни Ашермана", - сказал он. "Часто гинекологи говорят: "Ну как у нее может быть болезнь Ашермана, если у нее все еще идут месячные?". По его словам, к тому времени, когда некоторые пациентки приходили к нему на прием, они уже прошли через три или четыре цикла ЭКО с недиагностированными рубцами на матке. "Это очень расстраивает", - считает он. "Самая распространенная проблема с болезнью Ашермана заключается в том, что она задерживает последующую беременность. Сегодня, когда женщины начинают беременеть поздно, любая задержка совсем не приветствуется".
Лечение синдрома Ашермана включает в себя операцию по удалению рубцовой ткани. Иногда требуется более одной операции в зависимости от степени рубцевания.
Профессор Ванкайли говорит, что лечение обычно очень эффективно, и большинство женщин, которые хотят иметь больше детей - беременеют. "Небольшое число случаев являются тяжелыми. Они могут вообще не иметь второго ребенка". Те, у кого получается забеременеть, сталкиваются с повышенным риском осложнений, а такая беременность (после лечения) считается очень рискованной.
Хотя процедура гинекологического кюретажа в целом считается безопасной, существуют обстоятельства, при которых риск осложнений повышается. К ним относятся случаи, когда такого вида процедура проводится через две-четыре недели после родов. Сюда же относятся случаи, когда женщине требуется две или более процедур, либо в рамках одного курса лечения, либо в течение всей жизни. В случае повторного хирургического вмешательства риск развития синдрома Ашермана возрастает до 40%, считает профессор Ванкайли.