Знаете ли вы, что про великого врача Сергея Петровича Боткина говорили – он ошибся в постановке диагноза только один раз в жизни. В отношении самого себя. Подозревал, что страдает от печеночной колики, а умер от обширного инфаркта.
Одиннадцатый купеческий сын
Купец первой гильдии и крупный фабрикант Петр Боткин, считал Сергея самым глупым из сыновей: до 9 лет мальчик не мог научиться читать. Позже оказалось, что у ребенка сильный астигматизм – неравномерная кривизна роговицы глаза - и очертания букв он просто не различает.
Дефект частично поправили, и определили Сергея в престижный пансион Эннеса для подготовки в Университет. Подросток проявил недюжинные математические способности. Но тут вышел указ Николая I о том, что без полного гимназического образования можно поступать только на один факультет – медицинский. Отечественной медицине повезло. Впрочем, сам Боткин университетское медицинское образование позже оценивал скептически:
Нас готовили при помощи неких катехизисных истин, и тем самым уничтожали пытливость юных умов, которая служит залогом их дальнейшего развития
Крымская война – школа жизни
Его первым назначением стала должность ординатора в Симферопольском госпитале времен Крымской войны. Он учился, работая под непосредственным руководством Пирогова и на собственном опыте убеждался, что лечение больного – занятие комплексное. Что на него оказывает решающее влияние питание, гигиена, обстановка, внимание ко всем аспектам жизни человека.
Физиолог Сеченов, друживший с Боткиным, как-то написал о нем в своих записках:
Полагаю, люди здоровые ему совершенно неинтересны. Их не существует. Любой, кто приближается к нему, оценивается в первую очередь, как больной. И он ищет причины болезни в его образе жизни
«Изобретатель» Болезни Боткина и автор Боткинских бараков
После стажировки в Берлине и защиты диссертации Боткин увлекся вопросами эпидемиологии. Он боролся с эпидемией холеры в Москве, создал врачебное эпидемиологическое сообщество, инициировал изучение чумы, оспы, тифов, дифтерии и скарлатины. А попутно пополнил список заразных болезней новой – гепатитом А. До него «желтуха» считалась разновидностью пищеварительного катара. Боткин первым доказал ее вирусную природу и связь с загрязнёнными продуктами питания.
Ему же принадлежит честь основания эпидемиологических больниц для неимущих, за которыми во многих городах закрепилось название «Боткинских бараков». Лечебные комплексы состояли из амбулатории и стационара с бесплатным лечением. Их необходимым оборудованием являлись дезинфекционные камеры, а перевозкой тяжелых больных занимались санитарные кареты – эта структуру стала прообразом «Скорой помощи».
Кстати, именно Боткин «приучил» российских врачей повсеместно использовать ртутный термометр для измерения температуры.
У истоков медицинского образования для женщин и не только
Начало процессу положил еще Пирогов, а Боткин продолжил. Его стараниями была организована первая в России школа фельдшериц, а вскоре и Высшие женские медицинские курсы. Таким образом Россия практически не отставала от Европы в области женского медицинского образования.
Боткин вообще был патриотом. Его современник, иркутский врач и публицист Н.А.Белоголовый писал:
Основная заслуга Сергей Петровича состоит в том, что при нем забитому положению русского врача пришел конец! Врачебное образование у нас получило высшую степень совершенства и видя русские фамилии учеников Боткина, мы понимаем, что именно его стараниями они не были затерты иностранцами, подобно своим предшественникам. Ему они обязаны и улучшением своего материального положения и росту самосознания.
И, если эта цитата кажется кому-то «слишком славянофильской», обратите внимание на то, что Боткин и впрямь был первым русским придворным медиком. До него подобные должности занимали исключительно иностранцы, которые по умолчанию считались более образованными и профессиональными. Вряд ли заслуженно.
Кстати, лейб-медиком стал и его сын – Евгений Сергеевич. Он погиб вместе с семьей последнего российского царя в Иркутске…
Крым – всероссийская здравница
Освоение полуострова в этом смысле – тоже заслуга Боткина. Он первым отправил в Крым на лечение больную туберкулезом императрицу – жену Александра II и писал о Крыме:
Крым, с его прелестным климатом имеет большую будущность в качестве больничной станции. Осталось лишь создать необходимые удобства, чтобы можно было посылать сюда больных с кошельками средних размеров. Тогда его место будет значительно выше Монтрё
Боткин прожил всего 57 лет. Он невероятно многое успел за в общем-то недолгую жизнь. Вы не находите?