В сентярбе 2016 года я вместе со своим другом Денисом отправился в Махинджаури - курортное местечко неподалёку от крупного грузинского города Батуми, чтобы попробовать сравнить его с нашим Сочи, а также исследовать то, на чём местные жители ездят по железной дороге. Спойлер: на железных коробках, но обо всём по порядку.
Вы на канале Блог ЖД Фотографа, и это - моя повесть о посещении Азербайджана, Грузии и Армении, которая растянулась на восемь частей. Если хотите начать с начала, вам сюда:
В предыдущей главе мы закончили наши похождения по Кавказским горам, после чего сели в скоростной поезд и отправились к Чёрному морю:
Если вдруг вы не читали, советую сначала сделать это, чтобы узнать, с чего всё начиналось, ну а я продолжу с того места, где остановился.
15 сентября 2016 года погода в Батуми была неприятная – облачность, конца и края которой не было видно, лужи, периодически капал дождик. Правда, в нашем случае облачность была уместна - освещение всюду одинаковое и нет разницы, в какую сторону поедет поезд - фотография в любом случае получится хорошей по свету.
Выйдя из дома, мы с Денисом первым делом занялись исследованием перегона Махинджаури – Батуми. Он такой же, как перегоны около Сочи – с одной стороны море и пляжи, с другой - диковинные деревья и горы. В направлении Батуми идёт небольшой туннель без охраны, над которым, словно башня, высится зелень ботанического сада – исполинские листья пальм и других впечатляющих южных растений.
Подождав 20 минут поезда и не дождавшись его, мы отправились в кафе завтракать. Я впервые попробовал хачапури по-аджарски, который представляет собой тарелку из теста, в которую сложены масло, творожный сыр и яичница. Такое диковинное блюдо пришлось мне по нраву, хотя за прошедшие уже пять дней путешествия я успел соскучиться по картошке с селедкой.
В этот день наша основная задача состояла в том, чтобы сфотографировать пассажирские поезда Тбилиси – Озургети и Батуми – Ереван, а также, если повезёт, местные грузовые. Первый поезд имеет грузинское формирование, а второй - армянское, поэтому цвета вагонов отличаются от тех, которые заполонили российские железные дороги.
У вокзала мы взяли такси и отправились на место съёмки. На одной стройплощадке у дороги я заметил редкий грузовик ЗИЛ-133ГЯ с автокраном, но сфотографировать его не успел. А около придорожной гостиницы на мою флешку попались "Победа", ЗИЛ-130 и волга ГАЗ-21 - такие раритеты ещё встречаются в Грузии.
Проехав в общей сложности около получаса, мы вышли на перегоне Уреки - Натанеби, и буквально через несколько минут в направлении Тбилиси мимо нас пронёсся грузовой поезд с "пидованным" ВЛ10 поздней модификации. Как я уже говорил в прошлой статье, грузины подсмотрели фирменную окраску локомотивов у нас в России, но воплотили её более удачно: сохранили заводской знак на грузинском языке, и вместо уродского оранжевого прямоугольник на половину кабины сделали аккуратную полосочку. Удивительно, что русские железнодорожные боссы до этого не додумались.
Перегон очень уютный – однопутка в деревьях и кустарниках, и как ни странно, пейзаж напомнил мне родное Подмосковье благодаря буйству растительности. При этом, на самих путях никакой травы и кустов я не обнаружил, да и рельсошпальная решётка была сравнительно новая - видно, что на этом участке грузины недавно поменяли вообще всё.
Пройдя кривую, которую вы только что увидели на фото, мы с Денисом вышли к остановочному пункту 44 километр. Пассажирская платформа здесь была не идеальная, но и не заброшенная - видно, что за ней присматривают, как и за остановочным павильоном. Да, с него немного слезла краска, но он не выглядит как заброшка - окна целы, стены не украшают граффити, да и сделан он просто и со вкусом. Даже в Подмосковье не каждый остановочный павильон может похвастаться такими вещами.
Перегон, конечно, уютный, но снимать на нём было бы неудобно, так как некуда отойти при проходе поезда, поэтому мы с Денисом отправились на автомобильный мост, чтобы снимать Озургетский пассажирский с него. Спустя 20 минут он приехал - в очередной раз зелёный ВЛ11 с тремя белыми вагонами, которому мы, конечно, обрадовались.
Сделав этот необычайно редкий кадр, чуть-чуть задержались, так как желание заснять в этом месте вдогонку какой-нибудь товарняк нас не отпускало. Однако до Ереванского поезда оставалось около получаса, а шёл он в обратном направлении, поэтому нам с Денисом пришлось покинуть насиженное место, чтобы выбрать новую точку съёмки.
Стоило только выйти обратно на шоссе в десятке метров, как из-за кустов донёсся сначала "БУУУУУУ" электровоза, а за ним и лязг грузовых вагонов. Ну что ты будешь делать?! Не дождались каких-то пары минут! Товарняк досаднейшим образом упущен, и особенно разозлился по этому поводу Денис, меня же расстроить было невозможно: не сняли в Азербайджане ВЛ8, и теперь все неудачи - как с гуся вода.
Мы спустились с моста и прошли пару сотен метров обратно, в сторону платформы 44 километр. Здесь с автодороги мы сняли ереванский поезд – шесть оригинально покрашенных вагонов с очередным "пидованным по-грузински" ВЛ11. В этой картине прекрасно всё - от сине-красных армянских вагонов до оранжевой полосочки у электровоза. Кстати, этот поезд является единственным пассажирским, работающим в Армении, и на нём мы даже прокатились - об этом я расскажу в дальнейшем.
Сняв Ереванский, мы с Денисом поспешили на маршрутку, рассчитывая всё-таки догнать сбежавший товарняк. Через пять минут подкатил «Форд Транзит», который подвёз нас ближе к городу Батуми. Выйдя на приморском перегоне Чакви - Кобулети, мы прошли пару километров по шпалам и оказались в месте, где железная дорога петляет между морем и горой, поросшей разными деревьями, тут же я обнаружил огромную сосну, которая наполовину оказалась поглощена вьющимся растением, похожим на огурец. В Сочи такой красоты уже не увидишь - всё побережье застроено пластиковыми отелями, а что не застроено - утыкано торговыми ларьками.
И у нас получилось! Не прошло и часа, как наш грузовой, который мы успешно обогнали с помощью маршрутки, медленно прополз мимо нас, огибая склоны горы. Правда, в момент его прохода небольшое облачко подпортило освещение, сделав фотографию блёклой, и тем самым поджарив мне пятую точку. Тем не менее, после обработки вышло не так уж плохо. Возможно ли налюбоваться растительным миром Грузии, окружившим чудесный зелёный электровоз?
ВЛ10 этот интересен тем, что ни один эксперт не может определить его настоящий номер, ведь машина 913 работает в России. В сообществе специалистов я вычитал, что эту машину вообще собрали из секций от двух разных электровозов, а номер придумали по наитию лунной призмы. Спустя полчаса следом за грузовым проследовал локомотив резервом, и он уже был в нужном освещении.
Ещё 10 минут, и из-за горы появилось грузинское чудо-юдо в направлении Батуми - электричка, модернизированная по местному проекту, электропоезд серии ЭС. Как он появился на свет? Рецепт прост. Берём старую электричку 1972 года, отпиливаем ей нормальную красивую круглую кабину, приклеиваем пластиковый ящик, сколоченный на школьном уроке труда и внешность которого нарисовали на школьном уроке рисования, ставим тиристорный преобразователь - и вуаля! Электричка будущего готова. Примерно по такой же схеме в Москве делали электропоезда ЭМ4 и ЭМ2, но сейчас не об этом. От такой переделки мне стало грустно, ведь я представил, как в этом месте смотрелась бы нормальная кругломордая ЭР2.
Ещё часик - и парад нелепых электричек продолжило "непонятно что" в обратном направлении. Нет, серьёзно?! Вы взяли два моторных вагона и устроили кабины управления в тамбурах, просто заварив проёмы листами железа с вырезами под окна? Если предыдущие нелепости в виде электропоездов ЭС хотя бы пытались играть в дизайн, то тут мы наблюдаем полное отсутствие желания делать хоть что-то. Почему нельзя было взять, скажем, круглую кабину, отрезанную при изготовлении предыдущего страшилища, и установить её сюда? Этот вопрос останется без ответа. Но очевидно одно: это самая страшная электричка на территории бывшего СССР. После секций Ср3, разумеется.
Незадолго до захода солнца над морем пролетел необычный вертолёт, во всяком случае, в России я таких не встречал. Эксперты утверждают, что он американский, но так ли это? Если есть специалисты по авиации, напишите ваше мнение в комментариях.
Когда солнце скрылось в волнах чёрного моря, мы спустились к воде и часок покупались. Наступила грузинская ночь - тёмная, как туннель в Махинджаури, туристы с палатками развели на берегу костры и стали варить сосиски. Вдалеке над морем разгоралась гроза - это зрелище завораживало, и пока Денис искал свои носки на камнях, я пристально вглядывался, стараясь не пропустить ни одной вспышки.
Мы поднялись на пути и пешком направились к ближайшему остановочному пункту. Было совсем темно, но луна освещала нам путь, а в какой-то момент до нас долетел свет от молнии.
Остановочный пункт Цихисдзири расположен в заросших отвесных скалах, и интересно это место тем, что здесь отель построен прямо над железной дорогой. Примерно по такой же технологии делаются туннели метро мелкого заложения - они просто убрали в короб пути и контактную сеть, а сверху сделали площадку и здания. Увы, мне не удалось это сфотографировать, но я нашёл для вас иллюстрацию в интернете. На снимке видно, как пути ныряют под территорию пансионата в импровизированный туннель.
Час ожидания - и мы возвращаемся в Махинджаури на очередной местной переделанной электричке. Никакого чувства вкуса в её облике, зато кресла от самолёта внутри.
Весь шестой день, не переставая, шёл ливень с грозой, поэтому мы вынуждены были безвылазно сидеть в нашей комнатушке. Покой нарушал только петух: только начало светать, этот негодяй как давай каждые пять минут глотку драть, и в эти мгновения мне хотелось сунуть в его клюв яблоко, чтобы он помолчал. А на седьмой день настала пора двигаться дальше - в стольный город Ереван.
Хозяйка распрощалась с нами и с добрыми пожеланиями отправила на вокзал, где мы должны были сесть в Ереванский поезд. Моросил дождик. Возле станции разворачивался местный автобус – кузов как у белорусского троллейбуса «Витовт» - носатый, с двумя дверями. Я поглядел ему вслед и понял, что это единственный крупный городской автобус, который я видел в Грузии за всё время пребывания.
На перроне пассажиры мокли под дождём. Недавно построенное здание вокзала было закрыто, внутри него было пусто, а пол залит водой – всё это можно было видеть через огромные окна. Вот и наш поезд, ведомый зелёным электровозом ВЛ10, вкатывается на станцию.
Когда мы зашли в вагон, то оказались приятно удивлены. Сам вагон - старый ГДРовский Аммендорф, но к нему, очевидно, относятся бережно: пластик как новый, из закрытых форточек не дует, в туалете чисто, при движении не болтает. На столике в купе нас ждали мармеладки, водичка и дорожный набор, окно прикрывали рыжие занавески. Такое чудное обслуживание и всего за две с половиной тысячи рублей, причём, в международном поезде! Аналогичное купе на РЖД стоило бы тысяч пять, плюс заставили бы ещё взять бомж-паек за шесть сотен - маленький йогурт, сухой кекс, мюсли и 200 мл воды. Не говоря уже о том, что на РЖД не осталось "Аммендорфов" с первозданным интерьером - всё переделали в пластик. Сам не верю, что пишу такие строки, но РЖДшникам есть чему поучиться даже у Армении!
Хочу подвести итоги по посещению Грузии. Города здесь необычайно интересные – спуски и подъёмы, уютные небольшие дома, узкие петляющие улицы, и, главное, мало автомобилей. Правда, и городского транспорта я ни в Тбилиси, ни в Кутаиси, не видел, только пара автобусов в Батуми, а маршрутки не в счёт.
Природа пестрит разнообразием растений и животных, о существовании которых я раньше и не подозревал. Громады гор, туннели и виадуки, петляющие дороги и слепые повороты, солнце, исчезающее за горными вершинами после обеда, и, разумеется, Чёрное море, такое тёплое и чистое (как дела, Сочи?)
Что касается железнодорожного транспорта, то от него я ожидал большего! Типы локомотивов – ВЛ11, ВЛ10У, ВЛ10 - такой набор можно встретить и в Москве, так что - ничего интересного. ВЛ22 отставлены от работы, ВЛ8 вообще неизвестно где, одна только диковина - 4Е10, о котором я рассказал в прошлый раз. Усугубляется скучность локомотивов ещё и тем, что они либо красно-серые, как на РЖД, либо зелёные, но грязные.
Пассажирские поезда внешне красивые, но на деле представляют собой трясущиеся железные ящики с плохоньким постельным бельём.
Пригородные электрички, конечно, интересные, но особого восторга от них я не испытал - вспомните двухвагонный кубик, который я описал чуть выше, на него без слёз не взглянешь. Скоростные электрички в лице китайских BMK и белорусских «Штадлеров» также не показались чем-то очень интересным. Пассажирских поездов днём мало, да и грузовое движение скудное, но грузинская железная дорога выигрывает за счёт головокружительных горных картин с извивающимися путями, мостами, старыми опорами контактной сети и деревянными шпалами - время будто остановилось в 1980-х, и это ностальгическое ощущение ни с чем не спутаешь. Правда, для ЖД фотографа всегда есть вероятность не снять в красивом месте ничего, но такое положение вещей только увеличивает ценность каждой фотографии из этих мест.
Для оживления железной дороги Грузии явно не хватает связи с Россией через Абхазию. Увы, пограничный мост в городе Гал разрушен грузино-абхазской войной и, к сожалению, в ближайшей перспективе надеяться на его восстановление не стоит.
Невзирая на довольно унылую в части количества поездов железную дорогу, я бы с удовольствием приехал в Грузию ещё раз, чтобы посетить узкоколейную железную дорогу Боржоми – Бакуриани, повторно отснять пригородные поезда в Кутаиси, да и просто - ради той атмосферы, которая здесь сохранилась.
Зелёный электровоз увозит нас от Чёрного моря. Следующая остановка Ереван и продолжение следует!
Чему нас учит эта история? Если не умеешь делать новые электрички, хотя бы не уродуй старые. Правда, так можно сказать и об РЖД, если вспомнить историю электропоездов ЭМ2 и ЭМ4, которая произошла в начале 2000-х. Грузия получает 10 горных вершин из 10 за пейзажи и 3 белых вагона из 10 за движение поездов. Какой-то совсем уж скудный получился улов.
С вами был Блог ЖД фотографа. Лайк, подписка, комментарий - простая помощь от вас, чтобы мой канал развивался быстрее. До новых встреч!
Продолжение:
Оглавление и краткое содержание: