Приветствую читатель-подписчик канала «Мастер»!
Сегодня мы с вами поговорим о довольно странном событии, которое произошло в подмосковном Подольске. Теплотрасса не выдержала нагрузки и без отопления осталось множество многоквартирных домов. Здесь мы не будем разбирать технические особенности этого происшествия, а остановимся на организационных вопросах.
Коммунальная авария в Подмосковье – событие неожиданное, крайне неординарное и мне лично непонятно, как такое вообще могло произойти. Ну, если только в период подготовки к осенне-зимнему периоду вообще ничего не делалось в этом направлении.
В прессе встречаются сообщения, что виноват в произошедшем зам. Главы городского округа (по всей видимости курировавший вопросы ЖКХ города). Позвольте частично не согласиться с таким утверждением. Да, зам. Главы должен был обеспечить эффективную работу подразделений ЖКХ города, проконтролировать и своевременно принять необходимые меры по предупреждению возможных нарушений. Но лично он не мог присутствовать при проведении гидравлических испытаний тепловых сетей, не мог участвовать в этом процессе.
Для этих целей и существует управление или отдел ЖКХ администрации города, в котором должны быть специалисты, специально контролирующие весь процесс подготовки оборудования города к бесперебойной работе при прохождении ОЗП. Именно специалист администрации города принимает у теплоснабжающей организации тепловую трассу после проведения гидравлического испытания. Именно он первым подписывает Акт проведения гидравлического испытания тепловой сети. И так по каждой тепловой сети города.
Затем готовиться реестр проведения гидравлических испытаний и передается на подпись зам. Главы по ЖКХ, а в иных случаях и Главе города. После подписания всех документов, реестр окончательно направляется в Правительство региона.
В Подмосковье крайний срок сдачи реестров гидравлических испытаний тепловых сетей установлен на 1 сентября, дата утверждена Постановление (Распоряжением) Губернатора о задачах по подготовке к прохождению ОЗП на такой-то годовой период. То есть до 1 сентября все гидравлические испытания в городе должны быть завершены и соответственно все работы по замене аварийных участков сетей.
Затем до 15 сентября сдача реестра Актов готовности МКД, пробные топки и выход на представление города в Ростехнадзоре, который еще две недели проверяет документационное обеспечение подготовки к ОЗП города и выносит свой вердикт – готов или давай дорабатывай документацию. Окончанием всей процедуры-подготовки является получение Паспорта готовности города (муниципального образования) к ОЗП в таком-то году, который выдается где-то в первых числах ноября. И так каждый год.
Из вышесказанного понятно, что сама процедура подготовки к ОЗП довольно хорошо проработана и зарекомендовала себя, как крайне эффективная.
Из описания данной ситуации понятно, что зам. Главы не мог лично проверить сам процесс проведения гидравлического испытания проблемного в будущем участка тепловой сети. На практике так и происходит. Получает пачку Актов, которые и подписывает. То есть вина здесь косвенная. Другой вариант, если из Управления ЖКХ была служебная записка с описанием ситуации, которая связана с работой, подготовкой к ОЗП на данной, частной котельной завода. И не были приняты соответствующие меры заблаговременно. Тогда будет очень много вопросов.
А что, частная котельная? Если их никто «не дергал» летом, то они ничего и не делали.
Но, я думаю, что все было известно заранее и соответствующих мер не было принято, так как все Реестры были своевременно сданы (значит и Акт гидравлического испытания аварийной тепловой сети был подписан). И по подготовке к ОЗП города в регион своевременно отчитались. И все Акты были подписаны. Но все это еще предстоит определить проводимому в настоящее время следствию по этому делу, которое и определит уровень вины так называемых «фигурантов». Здесь я высказал лишь свои собственные соображения по этому поводу.
Те, кто давно работает в сфере ЖКХ Подмосковья по всей видимости помнят аналогичный случай в Томилино (Люберецкий район), когда разморозили тоже целый микрорайон МКД, вовремя не слили воду при аварийном прорыве тепловой магистрали и во всех МКД практически все чугунные батареи в домах «потрескались, полопались». В те годы специалисты многих городов принимали участие в восстановлении, ликвидации данной аварийной ситуации.
А сейчас мне хотелось бы рассказать о личном опыте в направлении подготовки к ОЗП и дать некоторые рекомендации по этому вопросу, чтобы вы, уважаемый читатель (если имеете к этому какое-либо отношение), не повторили те ошибки, которые привели в этом случае к серьезной аварии. В свои годы мне пришлось заниматься подготовкой к ОЗП города (около десяти лет в общей сложности).
В течение этих десяти лет в моем городе не произошло ни одной аварийной ситуации на тепловых сетях при прохождении осенне-зимних периодов.
Да, я отвечаю за свои слова. И тепловые трассы были крайне изношены и было множество других сопутствующих проблем. Но все эти проблемы вовремя решались. Итак, начнем. Даю рекомендации, а принимать их или нет вам решать.
Первое, с чего все началось – это майское еженедельное оперативное совещание в администрации города. Тогда я выступил с докладом о задачах по подготовке к ОЗП на текущий период и в конце совещания попросил всех руководителей теплоснабжающих организаций задержаться после окончания совещания, чем вызвал их явно выраженное недоумение.
Вообще-то, да и по всей видимости везде, представители теплоснабжающих организаций ведут себя несколько высокомерно по отношению к другим, подчеркивая этим, что мы вот специалисты, а вы, что вы можете нам нового сказать. Зачем тратить наше «драгоценное время» на «пустые» разговоры. У нас и так без вас много самых неотложных дел, а тут еще и вы…
- Уважаемые! Я отниму у вас совсем немного времени. А сейчас достаньте ручки и записные книжки и потом не говорите, что вы были не в курсе.
- Записываем мои требования по пунктам к проведению гидравлических испытаний тепловых сетей.
- Первое, телефонограмма о времени и месте проведения гидравлических испытаний в администрацию города с регистрацией в Книге учета телефонограмм.
- Второе, на месте проведения испытаний представить схему тепловой сети (участок испытания выделить), которая будет испытываться. Оформить, как приложение к городскому Акту проведения гидравлических испытаний.
- Третье, обеспечить на месте проведения испытаний комплектацию манометрами со шкалой до 30 кгс/см2 и диаметром не менее 160 мм.
- Четвертое, все трехходовые, воздушные краны на манометрах должны быть разработаны и свободно переключаться, то же и к запорной арматуре сети.
- Пятое, тепловая сеть должна быть подготовлена к проведению испытаний, воздух должен быть спущен, сеть заполнена.
- Шестое, представить Акт теплоснабжающего предприятия о предварительном испытании данного участка тепловой сети с подписями начальника котельной и директора предприятия.
Гидравлические испытания будем проводить в следующем порядке:
- Проверяем предварительный Акт предприятия
- Проверяем наличие схемы испытуемой сети с выделенным участком.
- Обнуляем манометр трехходовым краном, смотрим соответствие на «ноль».
- Поднимаем давление в сети до требуемых параметров.
- Смотрим и контролируем падение давления на трассе в течение 10 минут.
- В случае успешного проведения, на месте, подписываем городской Акт проведения гидравлического испытания тепловой сети с приложением Акта предприятия (предварительного).
— Вот и все. Ничего сложного.
Но, и далее, первые попытки проведения гидравлических испытаний и сдаче городу тепловой сети, а также вторые и третьи закончились неудачей. То нет требуемого манометра, то краны не открываются, то нет схемы участка. Но со временем все наладилось и мои требования стали четко выполняться. И выполнение этих требований стало нормой у нас в городе. Отсюда и был получен требуемый результат.
P.S. Мне кажется, что авария в Подольске и другие подобные, аварийные ситуации в коммунальном хозяйстве начали происходить в Подмосковье только после принятого решения об укрупнении, объединении небольших городов в более крупные (которое началось примерно в 2013 году и продолжается). Понятно, что преследовался выигрыш в экономии бюджета за счет средств, полученных при сокращении аппаратов муниципальных служащих городов, но это сокращение также вызвало и невозможность обеспечить требуемый контроль со стороны муниципальных властей за ходом подготовки к ОЗП. Последствия этого решения мы с вами сейчас и наблюдаем. Ну невозможно, например, двум сотрудникам отдела ЖКХ администрации города проконтролировать проведение гидравлических испытаний тепловых сетей на таких, увеличенных в пять раз, территориях вновь созданных муниципальных образованиях. Или опять надо увеличивать штат муниципальных служащих созданного этим объединением городского округа.
От чего ушли, к тому и пришли.
А сколько бюджетных средств этих муниципальных образований, потраченных на разработку Генерального плана развития города, Схем теплоснабжения и других коммунальных Программ просто "улетело в мусор" после так называемых "присоединений", укрупнений. Этого никто не считал, да и наверное не будет считать.
На этом все, подписываемся на канал, комментируем.
Удачного и безаварийного прохождения осенне-зимнего периода 2024 года!