В материале возможны фатальные спойлеры и, несовпадающее с Вашим, мнение автора обзора.
Экранизация фантастики в принципе дело непростое - нужно и спецэффектов гору наворотить, и сбалансировать диалоги между "айда, наваляем этим сволочугам с альфа-центавры" и "сейчас я вам в течение трёх часов расскажу основы техники полётов в межзвёздном пространстве", не слить персонажей, уложиться в хронометраж киносеанса (а это не более четырёх часов) и самое главное, чтобы кто-то дал денег на эту трудозатратную затею. Примерно то же самое с фэнтези, только можно чуток сэкономить на актерах (наняв ролевиков или реконструкторов за ящик пива). Ну и наиболее удачный выход - городское фэнтези - там разве что со спецэффектами повозиться придётся.
Итак - молодой человек, Антон Городецкий, служит в специальном отделе - Ночной дозор. Контора занимается контролем за тёмной магией и низшей нечистью, оборотнями и вампирами, в Москве. И у Антона есть задание, выследить нарушающих закон вампиров, охотящихся без лицензии - для этого используют мальчика Егора, попавшего под гипноз кровососов. Однако операция выходит из под контроля, Антон вынужденно убивает вампира-хозяина, а испуганная ученица сбегает, и продолжает следить за ребенком. Тем временем над городом ширится проклятие неизвестного происхождения, провоцируя несчастные случаи.
Вообще, конечно, снять в 2004-м фильм по безумно популярному тогда автору (а Лукьяненко в начале нулевых уже имел широкую известность) - серьёзный и смелый шаг. Провалишься - заплюют все кому не лень. Тем более странно, что за проект взялся Тимур Бекмамбетов, замеченный до того разве что в режиссуре рекламных роликов. В принципе, фильм и вышел таким вот набором "роликов" с очень слабой связью между отдельными сценами. Да, красиво, да, атмосферно и близко внешне к тому, что представляешь при чтении первоисточника, но общей картины фильм не даёт. При этом, очень удачный каст, хорошо проработанный реквизит (всё играет на "легенду" компании, прячущейся под вывеской "Горсвет"), но на этом-то всё и заканчивается. Потому что в фильм понапихано слишком много лишнего - начиная от совершенно бредовых эффектов "сумрака" с комарами, и гипертрофированного алкоголизма главного героя, до вездесущей и назойливой рекламы спонсоров. Видать, не отошёл ещё тогда режиссёр от своей прошлой ипостаси.
Теперь об особенностях экранизации в плане отличий от книги - во-первых, это всего лишь первая новелла из самой первой части, во-вторых, зачем-то прикрутили линию с родственной связью Антона и Егора, в третьих - абсолютно немотивированные истерические вопли некоторых персонажей - что это вообще должно значить? Но, при всей неоднозначности - продукт вышел скорее удачным, чем нет. Хотя, конечно, после сборов эпопею на 12 фильмов свернули до дилогии с крайне невнятным завершением. То ли государь бабла не дал, то ли собрали ровно столько, чтобы безбедно свалить за бугор, снимать этих ваших "Особо опасен" и "Президент Линкольн: охотник на вампиров".
Кстати, про забугорье - есть монтажная версия для показа в США, где вырезаны совсем уж упоротые линии (например - долбанутый инкуб Игнат в исполнении Куценко), а пролог и эпилог зачитаны на английском, и куда более обстоятельны, в отличие от "вот вам тёмные, вот светлые, и чёто они вдруг решили помахать железяками друг на друга". Да и другие слишком пространные и укуренные моменты попилены в угоду большего понимания происходящего. Вот как раз эту версию смотреть и стоит. Так что 7 из 10, вышло неплохо, но очень уж ребята перевернули изначальную задумку в попытке сделать "не хуже чем в Голливуде".
Полную, неотцензуренную версию этой статьи, а также много другого интересного вы можете найти в моём паблике в социальной сети ВКонтакте.