Рассказ "Цыганочка", часть 3.
Вера Никитична опомнилась только тогда, когда пришла в хату и увидела маленькую цыганочку Ларису.
"Что же я наделала?- подумала женщина. - Ладно, навлекла беду на себя, а с девчонкой что будет?"
Было за полночь, когда Вера вышла на улицу и постучала в окно Зое. Для себя решила: скажет Петьке или Федьке, если они вдруг появятся, что вышла свою Бурёнку в сарай посмотреть. Но никого не было. Только в конце деревни из дома, где стояли немцы, раздавались пьяные голоса.
Зоя сразу отреагировала на стук.
-Тьфу ты, Никитична, испугала. Проходи. Не боишься ходить по ночам?
-Не в этом дело. Ты это, Зоя, присмотри за цыганочкой моей, если что со мной. Имя она мне сказала, Ларисой её звать.
-А ты что?
-Тревожное предчувствие у меня, - сказала Вера. О том, что она бросила в колодец винтовку, говорить не стала.
-Так может сейчас девчонку ко мне принесёшь? Я одна-одинёшенька сижу.
-Нет, спит она. И я пойду.
Вера шла домой уже спокойная, смирившись со своей участью.
***
Под утро сельские жители проснулись от громкого грохота. Испугались, выскочили на улицу и хотели бежать в свои погреба. Они находились неподалёку. Но, увидев красное зарево, поняли: наши подо...рвали железнодорожные пути.
"Значит, партизаны знали, что немцы празднуют. Значит, в деревне есть кто-то, кто держит с ними связь", - подумала Вера. И это согревало душу и давало надежду.
Можно сказать, что это спасло Веру, потому что весь следующий день ей никто не интересовался. Немцы всё бегали, а вместе с ними и Петька с Федькой. О винтовке никто и не вспомнил.
Прошло дня два, когда всем жителям деревни приказали выйти на улицу. Они увидели молодого паренька. На вид ему было не больше 20 лет. Раньше Вера его никогда не видела.
Немцы устроили публичную ка...знь, сказав, что так будет с каждым, кто посмеет ослушаться их. Конечно, все жители понимали, что один паренёк ничего не мог сделать, действовала группа. Но немцам надо было показать, что они нашли того, кто виноват. Они хотели запугать людей.
Петька и Федька ходили вокруг односельчан и прикрикивали:
-Молчать! Всем стоять и смотреть!
Но вскоре полицаи замолчали сами, потому что их подозвал к себе немец. Он что-то говорил, а Петька и Федька смотрели друг на друга. Потом Петька перевёл сказанные немцем слова приятелю, и Федька подошёл к пареньку.
Немцы руки марать не хотели. Исполнить приказ должен был Федька.
-Ироды проклятые! - закричала Вера. Откуда в ней взялась эта смелость, она и сама не знала, но молчать больше не могла. К ней тут же подскочил Петька и свалил с ног прикладом. Когда Вера очнулась, приговор уже был исполнен...
Дошла до дома Вера еле-еле. Голова болела, в ушах звенело. Маленькая цыганочка Лариса смотрела своими чёрными глазами и молчала.
-Придётся нам расстаться с тобой, маленькая моя!- обняла малышку Вера. Она для себя решила, что присоединиться к партизанам. Сидеть сложа руки и терпеть выходки полицаев, больше не сможет. Да и немцы вот-вот начнут выяснять, кто украл винтовку.
Вера догадывалась, кто сообщает партизанам сведения. Догадывалась, что муж Вали в партизанском отряде. Хоть и говорила всем Валя, что не знает, где её Миша, но Вера Никитична была женщиной наблюдательной и догадливой. Она вышла на улицу, взяв охапку дров для прикрытия, и с ними пошла к Валентине. Та сидела за столом вместе со своим 7-летним Васильком.
-Никитична, как ты дошла? Больно тебе?
-Ничего, заживёт.
-А дрова зачем? - спросила Валя, но потом сама догадалась, что это для отвода глаз.
-Поговорить нам надо, но не при мальчонке твоём.
-Вася, ступай в сени, - командирским голосом приказала Валентина.
-Нет, давай лучше мы выйдем. Василёк замёрзнет. Холодно ведь.
Валя вышла из хаты вслед за Верой, по дороге спросив:
-Наверное, что-то секретное?
-Валя, я ходить вокруг да около не буду, скажу прямо. Не могу я больше смотреть, что творится. Не могу терпеть, руки так и чешутся. Боюсь себя, потому что не знаю, что выкинуть смогу. Жизни лишиться мне не страшно, а вот на всех вас беду накликать боюсь. И на цыганочку мою Лариску. Уйти мне надо. Знаю, что ты связь с Мишкой своим поддерживаешь. Можешь говорить, что хочешь, а я всё равно уверена, что без него то, что случилось на железной дороге, не обошлось. Я к нему в отряд хочу. Бабские руки всегда нужны, тем более, что я всё могу.
Валентина молчала и смотрела на односельчанку, не зная, можно той доверять или нет. Ведь Миша строго-настрого приказал жене никому ничего не говорить. И она держала своё слово. Поэтому неуверенно ответила:
-Я не знаю, где мой Миша. Как и все, он ушёл воевать, а где сейчас, я не знаю. Честное слово.
-Ладно, - махнула рукой Вера Никитична, -не хочешь говорить - и не надо. Я сама к ним дорогу найду. Без твоей помощи. Прощай, Валя!
Вера уже собиралась выйти, как Валя её остановила:
-Подожди!
***
Той же ночью Вера Никитична ушла из деревни навсегда. Она добралась до Миши. Назад ей не суждено было вернуться, как её мужу и сыновьям.
Петька был вне себя и кричал на всю деревню, что "больше цацкаться, как с тёткой Верой, ни с кем не будет".
Цыганочка Лариса оказалась у Зои, которая прятала её от людских глаз. И многие думали, что Вера ушла вместе с девочкой.
Начало. Читайте: Баба Зоя.