15 ноября московский троллейбус "отмечает" 89 день рождения. От остатков былой роскоши в более 100 маршрутов и 600 км линий остался один всего лишь музейный маршрут № Т и линия длиной 3,6 км. Да и тот не работает из-за реконструкции Новорязанской улицы.
Сегодня я решил достать свой фотоархив и вспомнить троллейбусы на московских улицах.
Итак, отправляемся в путешествие по троллейбусной Москве 2010-х годов.
И начнём с центра. Троллейбусная линия огибала односторонним кольцом Кремль по Моховой, Охотному ряду и Театральному проезду. На Новой площади линия вновь становилось двухсторонней, но не на долго - по Китайгородскому проезду вновь была однопутка. Далее линия выходила на Кремлевскую набережную и возвращалась к Моховой. Традиционно круг почета вокруг Кремля делали маршруты № 2 (из Филей), 12 (от Больницы МПС) и 33 (от улицы Кравченко). Эта линия одна из старейших, была открыта в 1938 году. В 2015 году маршрут № 2 был укорочен до метро "Александровский сад", в 2016 году - маршрут № 12 стал ходить только до Белорусского вокзала, а № 33 - до кинотеатра "Ударник". Проходивший мимо маршрут № 1 заменен на автобусы.
Надо сказать, что последнее время троллейбусы здесь ходили пустыми. Желающих наматывать круги вокруг Кремля не было
Однин из самых известных московских троллейбусных маршрутов - Б. Он проходил по внешней стороне Садового кольца, ему на встречу - по внутренней стороне проходил маршрут Бк.
Первый троллейбус появился на Садовом кольце в 1935 году, когда были построены линии по Садовой-Сухаревской и Садовой-Самотечной. В 1936 году начал работу маршрут Б. Он соединял Колхозную пл. и пл. Восстания. Полностью кольцо замкнулось только в 1963 году. Разделение на маршруты Б и Бк произошло в 1982 году.
Маршруты Б и Бк были заменены на автобусы с 7 июля 2016 года. Линия разбиралась с 2016 по 2020 год.
На Остоженке (тогда Метростроевской) троллейбусы появились только в 1951 году. По новой линии пошли троллейбусы маршрута № 15к (Крымская пл. - Пушкинская пл.). В 1952-ом он получил свой номер - № 17. В 1959 году вместо 17-ого по Метростроевской пошел 31-ый маршрут, который работал здесь до последнего дня. С 2011 года маршрут соединял Трубную пл. и стадион "Лужники" (южная). Заменен на автобус с 2 мая 2016 года. Линия разобрана осенью 2017 года.
Основная линия ведущая от Комсомольской площади на северо-восток проходила по Краснопрудной, Русаковской, Стромынке, Преображенской, Большой Черкизовской улицам и Щелковскому шоссе. Первый участок линии по Краснопрудной и Русаковской был открыт в 1939 году. Последний участок на Щелковском шоссе построили в 1980 году. В последние годы тут работали маршруты № 14 (пл. "Северянин" - Электрозаводской мост), 41 (Уссурийская ул. - Комсомольская пл.), 32 (Уссурийская ул. - Гаражная ул.), 83 (Уссурийская ул. - метро "Преображенская пл."). С 29 апреля 2017 года - маршрут № 32 заменен на автобусы. С 1 августа 2019 года - маршрут № 83 замененна эдектробусы. С 9 сентября 2019 года маршрут № 14 заменен на электробусы, маршрут № 41 - на автобусы. Линия была разобрана осенью 2020 года. В этом году построен новый небольшой участок по Краснопрудной и Русаковской улицам для нулевых рейсов музейного маршрута № Т.
Одной из самых важных линий была линия по улице Академика Королева. Она была построена в 1970 году. Трудно представить, что по ней проходило 6 маршрутов: 9, 13, 15, 36, 37, 73. Первыми данные места покинули маршруты № 9 (гостиница "Останкино" - Лубянская пл.), № 15 (ВДНХ (южная) - Лужнецкий пр.) они были заменены на автобусы с 2 мая 2016 года. С 29 апреля 2017 года заменен на автобусы маршрут № 13 (ВДНХ (южная) - Трубная пл.). С 7 октября 2017-ого - отменяется маршрут № 37 (гостиница "Останкино" - Капельский пер.). С 12 марта 2019 года вместо троллейбусов работут электробусы по маршруту № 36 (ВДНХ (южная) - Бескудниковский пер.). С 30 марта 2019 года улицу покидают троллейбусы 73-его маршрута (ВДНХ (южная) - 6-ой микрорайон Бибирева) - их заменяют на электробусы. В течении 2020 года линия была демонтирована.
Самая первая троллейбусная линия, запущенная 15 ноября 1933 года проходила по Ленинградскому проспекту от Белорусского вокзала до поселка Сокол. Здесь работали маршруты № 1, 12, 65, 70, 82 и 86. С 2 мая 2016 года маршрут № 1 (Больница имени Боткина - метро "Нагатинская") заменяется на автобус. С 9 февраля 2019 года маршрут № 12 (Белорусский вокзал - Гидропроект) отменяется. С 1 июня 2020 года маршрут № 82 (Белорусский вокзал - Больница МПС) заменяется на автобусы. С 3 июня 2020 года на автобусы заменяется маршрут № 86 (Серебряный бор - метро "Сокол"). С 13 июля 2020 года маршрут № 65 (Серебряный бор - метро "Аэропорт") заменяется на автобусы. С 3 августа 2020 года маршрут № 70 (Братцево - Белорусский вокзал) заменяется на автобусы. С 20 августа 2020 маршрут № 20 (Серебряный бор - Белорусский вокзал) заменяется на автобусы. Линия разобрана в течении 2020-2021 годов.
Продолжением линии по Ленинградскому проспекту была линия по Ленинградскому шоссе. Она была построена в 1938 году до Никольской больницы (кинотеатр "Нева") и в 1972 году продлена до Прибрежного проезда. Все 82 года здесь работал маршрут № 6, а 1974-ого еще и маршрут № 43. Оба были заменены на автобусы. 6-ой - с 10 марта 2020 года, 43-ий - с 17 июня 2020 года. Линию демонтировали в течении 2020-2021 годов.
С 1967 года в гордом одиночестве работал маршрут № 57. Его трасса проходила по улице Космонавта Волкова и Большой Академической улице. Маршрут соединял Мост Октябрьской железной дороги и метро "Войковская". Заменен на автобусы с 18 июня 2020 года. Линия снята в течении 2020-2021 годов.
Одной из важных линий на восток была линия по шоссе Энтузиастов. Первый ее участок был построен в 1952 году, затем линию продлили в 1959 году и наконец в 1970 году троллейбус достиг конечной точки - Ивановского. В разные годы здесь работали маршруты № 30, 45, 53, 68.
Первым был отменен маршрут № 68 (Ивановское - пр. Энтузиастов) - с 3 августа 2015 года. С 10 июня 2017 года заменен на автобусы маршрут м4 (до 2016 года - № 45) (Лубянская пл. - 4-ая Кабельная ул.). Маршрут № 53 (платф. "Новогиреево" - метро "Таганская") заменен на автобусы с 2 ноября 2019 года. С 19 июня 2020 года маршрут № 30 (метро "Авиамоторная" - метро "Выхино") был замен на автобусы. Часть линии была демонтирована еще в 2020 году. Но большая часть ее - от метро "Авиамоторная" на восток сохранилась в работоспособном состоянии по ней на линию выходили троллейбусы музейного маршрута № Т.
В 1964 году была построена линия по улицам Живописной и Маршала Тухачевского. На протяжении 56 лет здесь работал маршрут № 35. Последние годы он следовал до метро "Краснопресненская". Был заменен на автобус с 14 мая 2020 года.
Кроме 35-ого на небольшом участке улицы Маршала Тухачевского ходил маршрут № 59. Он соединял метро "Сокол" с улицей Генерала Глаголева. Троллейбусы следовали по улицам Народного ополчения, Маршала Тухачевского и далее огибали квартал по бульвару Генерала Карбышева, проспекту Маршала Жукова и улице Генерала Глаголева и возвращались обратно на Тухачевского. Маршрут работал с 1967 года и был очень популярным. Троллейбусы шли прямо друг за другом. С 25 августа 2020 года заменен на автобус. В течении 2020-2021 года линии демонтированы.
Одной из самых напряженных линий была троллейбусная трасса по проспекту Маршала Жукова. Вся линия от Ленинградского проспекта по Беговой улице, Хорошёвскому шоссе, Новохорошевскому шоссе и Троицкому шоссе была построена в 1953 году. По ней был запущен маршрут № 20 от Серебряного бора до пл. Революции. В 1965 году линию продлили вглубь Серебряного бора до Берега Москвы-реки.
В последние годы здесь работали маршруты № 20, 20к, 21, 35, 35к, 43, 65, 86.
Основной маршрут проходивший по всей линии - № 20. С 1998 года он следовал от Белорусского вокзала до Серебряного бора, летом 2013-2020 годов продлевался до Берега Москвы-реки. Заменен на автобус с 20 августа 2020 года.
С 1965 года в парковую зону Серебряного бора ходил маршрут № 21. С 1973 года он следовал от метро "Полежаевская". Особенностью данного маршрута было то, что в зимний период он работал по столбовому расписанию с интервалом от 50 минут, а в летний период, наоборот - каждые 5-7 минут. Маршрут работал по такому расписанию из-за наплыва отдыхающих в парке и на пляже в летний сезон. С 2013 года маршрут не усиливали на летний период, из-за продления 20-ого маршрута в Серебряный бор. А последние несколько лет маршрут № 21 стал работать по стабильному расписанию с интервалом 8-10 минут, Единственный из всех хорошёвских маршрутов заменен на электробус, которые вышли на линию вместо троллейбусов с 1 июня 2020 года.
Последним днем московского троллейбуса стало 25 августа 2020 года. Тогда в ворота 8-ого троллейбусного парка зашли последние "рогатые" маршрутов № м4, 28, 59, 60, 64, 72. На все маршруты вышли автобусы, кроме маршрута № м4 - там начали работу электробусы.
С 4 сентября 2020 года начал работу музейный кольцевой маршрут № Т, который соединил Комсомольскую и Елоховскую площади. Специально для него была построена линия по Нижней Красносельской улице. С 1 апреля 2022 года маршрут отменен из-за благоустройства на Новорязанской улице.
Таким остался в моих памятных фотоснимках остался московский троллейбус. Из всего троллейбусного масштаба это лишь маленькая, но заметная часть сети. Московские улицы с троллейбусами останутся в нашей памяти благодаря фотоснимкам.
Спасибо, что дочитали статью до конца! Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.
Почитайте другие статьи: