Уже несколько дней многие обсуждают трагедию, случившуюся с туристами на г. Эльбрус 23 сентября 2021 года. Много споров относительно вины гидов, руководителей компании, самих восходителей, а также погоды и злых духов Горы.
И вот буквально сегодня я наткнулся на комментарий одного из участников злополучного восхождения. Переживший экстремальную ситуацию Дмитрий Д. рассказал о том, что из эфира передачи Первого канала «Пусть говорят» вырезали его рассказ о хронологии организации спасения их группы.
С его слов первая информация о ЧП, тяжелом состоянии отдельных восходителей и проблемах со спуском их с горы, была передана через гидов одной из спустившихся ранее групп, которые были в базовом лагере уже около 12 часов дня. С его слов реакция на поступившее сообщение была примерно следующей: «Пока сами члены группы не передадут сигнал бедствия, мы ничего делать не будем».
Также он свидетельствует о якобы «успешных дозвонах» в МЧС при помощи спутникового телефона со стороны одного из гидов непосредственно со склона, на которые «никто не отреагировал».
Сами спасатели утверждают, что информация о ЧП поступила в районе 17 часов, после чего они сразу выдвинулись на организацию спасения. Кто и почему не давал команду на выезд???
Как было на самом деле, надеюсь, разберется следствие. Но если в словах выжившего участника событий есть правда, то возникает вопрос, а нет ли в бездействии должностных лиц, ответственных за принятие решения о направлении спасателей к месту ЧП, преступной халатности? Не привел ли излишний бюрократизм к усугублению негативных последствий происшествия?
Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц – тяжкое преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 293 УК РФ.
Не хочется так говорить, но «никогда такого не было, и вот опять». Ситуации позднего реагирования или вовсе нереагирования экстренных служб встречаются довольно регулярно. По чести сказать, подразделений МЧС это касается в меньшей степени, тем не менее, и у них случается. Чаще такие истории происходят в МВД и Скорой медицинской помощи.
Многие помнят недавнюю историю из Кемерево, где бывший парень на протяжении нескольких часов издевался над девушкой и соседи неоднократно пытались безуспешно вызвать полицию. Пока сами граждане не взломали дверь и не обнаружили труп девушки и ее убийцу, правоохранителям словно не было дела до этого.
Сейчас на скамье подсудимых сотрудники Дежурной части районного ОМВД, которых обвиняют как раз в халатности. А сколько историй о том, что медработники не хотят оперативно реагировать на вызовы к пожилым людям, сознательно или подсознательно выделяя тех, за кого стоит бороться, а кто уже и пожил свое.
«Андрюха, у нас труп! Возможен криминал! По коням!» - так и остается цитатой из шумевшего 20 лет назад сериала про бравых служителей закона. Сейчас же «по коням» превращается (если вообще превращается) в долгий поиск свободного экипажа, дежурного опера, бензина для служебного автомобиля, выбора приоритетной заявки и т.д.
Да, подразделения МЧС не создавались для «обслуживания» туристов, но раз уж руководство организовало высокогорный поисково-спасательный отряд, раз уж законодательно обязывают регистрировать группы перед выходом на маршрут, раз дают аварийные радиочастоты для связи – то соответственно у людей создается ощущение защищенности, иллюзия безопасности и 100% спасения в случае ЧП.
И поэтому долго выяснять, кто и зачем подал сигнал бедствия, не ложный ли он, а может и сами справятся – потенциальное преступление.
Конечно, нужно стремиться к тому, чтобы на опасные восхождения выходили полностью подготовленные, здоровые физически и психически люди. Чтобы у сопровождающих гидов всегда был необходимый опыт и знания для максимальной минимизации самой возможности попадания в сложную ситуацию.
Чтобы у спасателей всегда была новая, работоспособная техника с полными баками топлива, экипировка, подходящая для тех или иных условий и минимум бюрократов из «высоких» кабинетов, требующих груды бумаг за каждый случай реагирования.
Возможно, чтобы была полноценная альтернативная спасательная служба, услуги которой оплачивались бы из средств обязательной для восходителей страховки. Но пока это только мечты.
А сейчас имеем то, что имеем, - исконные вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?».
Я родился и вырос на Кавказе, жил в предгорье. Из окна моей комнаты в хорошую погоду виден Эльбрус во всей красе. Но это очень суровая и опасная красота.
Об этом должны помнить каждую минуту и гиды, ведущие людей на вершину, и спасатели решающие, а нужно ли спешить на помощь. И в первую очередь сами туристы! Ведь это их собственные жизни и здоровье на кону.
Эльбрус стоИт сотни тысяч лет и будет стоять дальше, и если Гора не пускает, не стОит испытывать судьбу и себя на прочность, а если рискнули – то обвинять других людей в своих злоключениях у вас нет никакого морального права.
Партнер бюро, адвокат Лиляк А.А. /Artem Lilyak/
#Эльбрус #горныйтуризм #спасательнаяоперация #elbrusguide #238УКРФ #халатность #адвокатскоебюрощегловипартнеры #адвокатпоуголовнымделам #юристымосквы #право #закон #адвокатымосквы
#адвокат #адвокатскоебюро #юрист #юридическаяпомощь #юридическаязащита #правоваязащита #правоваяпомощь #lawyer