Найти тему
Эссе Рахманов Ерлан

Юридический способ мышления Юриспруденция для неюристов

Дело помощи утопающим - дело рук самих утопающих.

И.Ильф, Е.Петров «Двенадцать стульев»

Предисловие

-2

Цель этой книги – дать человеку без юридического образования основы теоретического характера и юридические навыки, чтобы он мог, не прибегая к услугам профессионального юриста, разобраться в той юридической ситуации, в которой он оказался. Эту книгу можно сравнить с медицинским справочником, в котором изложены базовые приемы самопомощи в ситуациях, когда отсутствует доступ к квалифицированной медицинской помощи. Подобно авторам различного рода справочников самопомощи, я также рекомендую по возможности обращаться к услугам профессионального юриста, но если в случае определенных причин невозможно воспользоваться услугами профессионала, то эта книга послужит своего рода компасом, указывающим правильное направление. Конечно, невозможно в одной книге изложить все рецепты правильных действий в различных юридических ситуациях, но автор и не ставит перед собой задачу сообщить читателю детальные инструкции грамотных юридически правильных решений и действий на все случаи жизни. Подобного рода информацию можно легко найти в юридических колонках газет, журналов и на форумах в интернет-пространстве. Задача, которую поставил перед собой автор, глубже. Идея книги заключается в том, чтобы доступно и просто объяснить читателю, что такое право, по мере возможности научить мыслить, как юрист, объяснить те алгоритмы принятия решения и действий, которые нужны в различных юридических ситуациях.

В добрый путь!

Ерлан Рахманов.

ГЛАВА 1

-3

НЕМНОГО О ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ

Студенты юридических факультетов так же, как и обучающиеся по другим специальностям, осваивают огромный массив информации. Преподаватели формируют у них определенный тип мышления, необходимый для той или иной профессиональной деятельности. У нас же, дорогой мой читатель, нет таких ресурсов и возможностей, поэтому нам необходимо вычленить основные элементы обучения, чтобы скомпоновать из них алгоритм для самообучения.

Структура обучения в вузе традиционно состоит из трех различных типов занятий – это лекция, семинар и лабораторные (практические) занятия. Лекционные занятия посвящены теоретическим основам, на них преподаватели излагают базовые концепции, знакомят студентов с терминологическим аппаратом будущей профессии. Семинарские и лабораторные занятия призваны практически подготовить будущего специалиста к профессиональной деятельности.

Осваивая специальность, студент проходит несколько ступеней обучения: на лекциях происходит понимание и осознание материала, на семинарских занятиях студент учится давать оценку изученному, на лабораторных занятиях формируются базовые профессиональные навыки. Давайте рассмотрим эти ступени подробнее.

Понимание как первая ступень обучения

В основе любой науки – будь то юриспруденция, социология или физика – лежит та самая Главная Идея, которую сформулировали отцы-основатели. Уже после эти учения (или науки, как принято сейчас называть) развиваются и углубляются. В 21 веке студенты зачастую утопают в том обилии подробной и детальной информации, из которой состоит программа обучения. В погоне за результатами, в попытках освоить весь объем информации они не придают должного значения тем базовым идеям, которые послужили отправной точкой для формулировки концепций и легли в основу тех или иных учебных дисциплин.

Еще когда автор данной книги учился в школе, его брат рассказал ему о выступлении одного известного советского математика перед школьниками, где он призвал их перед изучением отдельного учебного предмета познакомиться с историей становления этой науки, чтобы понять, какая же главная идея легла в основу отдельной теории или науки в целом. Как правило, эта основная идея проста по сути, и ею нужно руководствоваться при изучении той или иной дисциплины. Подобно пламени факела, освещающего темноту, эта базовая идея позволяет понять весь массив информации, который был наработан с течением времени вокруг неё.

Автор не берется привести все примеры из истории о том, как основателей теорий озаряли блестящие идеи и как они совершали свои открытия. Но некоторые все-таки не лишне вспомнить.

Вам, конечно, известна история об Архимеде, который лег в ванну с водой и выскочил из неё с криком «Эврика!» (с греческого это переводится как «Есть идея!»). Причиной этого возгласа послужило внезапное озарение, понимание Архимедом той идеи, которая легла в основу его открытия. Можно еще привести известный пример с яблоком, упавшим на голову Ньютону, в результате чего ему пришла идея его теории гравитации. Вспомним также Эйнштейна, который представил, как человек, сев на луч света, промчался по Вселенной, что послужило основой его теории относительности. Подобного рода примеры можно во множестве найти в книгах, посвященных истории становления той или иной науки или жизни известных изобретателей и ученых. Но суть одна – в основе любого открытия, изобретения, теории лежит одна, достаточно простая и ясная идея, которая позволяет нам понять их. В профессиональной деятельности также нужно искать ту простую идею, которая лежит в основе этой профессии или бизнеса. Так, в книге Кениче Омае «Мышление стратега» в качестве примера относительно банковского дела идея бизнеса определяется как нахождение дешевых денег и ссужение их под возможно более высокий процент.

Чтобы подойти к пониманию сути юридического мышления, нужно предварительно понять тот контекст, внутри которого человечество сформировало юриспруденцию и, соответственно, юридическое мышление.

Изначально в первобытном обществе люди жили в природных условиях и, подобно другим млекопитающим, адаптировались к реальности, к природе. В процессе развития люди из мира природы, благодаря разделению труда и развитию социальных институтов (государство, экономика, семья, идеология/религия, образование), переходят в социальный мир. Основу социального мира составляют социальные позиции, такие как, например, студент, преподаватель, полицейский, врач и прочие, или другими словами –социальные статусы. В рамках каждого статуса существуют свои роли: скажем, преподаватель, помимо роли наставника, во время экзамена выступает и в роли контролера знаний. Выполняя различного рода социальные роли, люди в своих действиях придерживаются определенного алгоритма действий, то есть некоей последовательности. Основу адаптации человека к своему социальному статусу составляет опыт, а опыт по сути своей состоит, во-первых, из четкой последовательности действий, что является алгоритмом. Алгоритм – это ответ на вопрос «Что делать?». Задавая этот вопрос, человек ищет в качестве ответа ту последовательность действий, которая может привести его к нужному результату, это и называется алгоритмом. Во-вторых, в процессе действий по алгоритму человек неизменно совершает определенные ошибки и начинает задавать вопрос «Как это действие выполнить правильно?». Ответ на этот вопрос есть основа правил поведения. В результате человек обучается выполнять свои роли, исходящие из его социального статуса, по определенным алгоритмам, соблюдая соответствующие правила. Этот процесс называется социализацией человека и продолжается всю жизнь. Основу социализации составляет опыт в форме шаблонов поведения, которые в свою очередь состоят из алгоритмов и правил.

Таким образом, получается, что человек уже не одно тысячелетие живет в социальном мире, где адаптироваться нужно не только к физической реальности, но и к правилам существования в обществе.

Для адаптации в социальном мире человек с раннего детства проходит процесс социализации, обучаясь нужным шаблонам поведения. В основе успешной социальной адаптации лежит развитое абстрактное мышление и умение приспосабливаться к правилам. Но, к сожалению, по ряду причин не все люди успешно социально адаптируются, то есть не проходят полностью процесс социализации на должном уровне. В результате эти люди не умеют эффективно взаимодействовать, не приучены к труду, у них не сформированы важные навыки, нужные для дальнейшего успешного выполнения функций на рабочих местах.

Одной из причин успешного усвоения шаблонов действий является абстрактное мышление, которое выражается в умении составить алгоритм действия и сформулировать правила.

Отсутствие развитого абстрактного мышления приводит к непосредственному восприятию окружающего мира, большей привязки человека к физическому миру, чем к социальному. Это явление часто наблюдается у людей, живущих в регионах, где слабо развита инфраструктура, торговля и процветает безработица. Условия жизни настолько тяжелы, что они стимулируют человека только на поиски еды, воды и других простейших жизненных благ. В результате в основу человеческой деятельности закладывается механизм «стимул-реакция» (сформулированный еще академиком И.П. Павловым), когда внешние тяжелые условия жизни и голод служат фактором стимуляции человека. Жизнь людей складывается из «ненормальных», экстремальных ситуаций, в которых люди фокусируют всё внимание на удовлетворение своих простейших потребностей.

Говоря о мышлении социально адаптированного человека, которому не приходится бороться, чтобы выживать в природных условиях или в условиях экономического спада и безработицы, можно сказать, что его мышление приспособлено к осознанию социальных правил и их соблюдению. Это связано с тем, что доходы человека зависят от успешного выполнения функций на рабочем месте, где акцент ставится на «правильные» действия, то есть на выполнение действий с соблюдением всех принятых стандартов. Как правило, любое развитое общество всеми средствами создает для человека «нормальную» жизнь, благодаря развитой инфраструктуре, наличию рабочих мест, школ, детсадов и прочих условий, в результате которых его жизнь складывается из «нормальных» ситуаций, с отсутствием крайностей и сложностей. В процессе социализации человеку прививается стремление стать частью социального общества путем соблюдения традиций и общественных норм. Благодаря успешной социализации, человек трудоустраивается или же занимается предпринимательством, т.е. выживает и развивается в социальном мире. По мере развития общества, в процессе социализации формируются убеждения, принципы, благодаря чему у людей закрепляется то шаблонное поведение, которое используется при выполнении их социальных ролей.

Эта книга призвана помочь людям осознать природу шаблонного поведения, позволяющую лучше адаптироваться к социальному миру. В социальном мире предпосылкой для адаптации является способность воспринимать абстрактные понятия, регламентирующие жизнь в обществе. Правила обуславливают жизнь человека в социальном мире, в котором процессы взаимодействия между людьми протекают в рамках определенных шаблонов. Успешная адаптация основана на знании этих правил (религиозных, правовых, этикетных) и их соблюдении.

Юриспруденция относится к гуманитарным наукам, и для более глубокого понимания давайте взглянем на нее с точки зрения истории эволюции человека. Человечество развивается по двум направлениям. Первое направление всем хорошо известно и понятно – это технологический прогресс, суть которого в том, чтобы расширять физические возможности человека. Например, велосипед и автомобиль расширяют возможности передвижения в пространстве, калькулятор расширяет возможности нашего мышления производить вычисления и так далее.

Второе направление эволюции как бы остается невидимым для окружающих, и только немногие осознают его. Чтобы понять суть этого направления, нужно исходить из того, что в социальном мире мы действуем по правилам, в соответствии с нашими социальными статусами и ролями, а сами эти правила основаны на системе ценностей, которые являются важными для сохранения и развития общества. Наше поведение организовано вокруг убеждений, мы совершаем некие действия так, как считаем для себя возможным и правильным. К примеру, мы можем работать только ради денег или же считать, что упорный труд сам по себе ценен. Сами же ценности определяются нашими взглядами, точкой зрения на тот или иной аспект; совокупность общепринятых точек зрения и составляет мировоззрение общества на определенном историческом этапе. Например, точка зрения на человеческий плод в утробе женщины (считать ли зародыш человеком или же человеком считается уже родившийся младенец) определяет запрет или разрешение абортов в той или иной стране.

Давайте рассмотрим более подробно процесс формирования мировоззрения. Модель восприятия, призма, через которую мы воспринимаем окружающий мир, определяет наши взгляды, то есть наше мировоззрение. Если быть более точным, эта модель-призма состоит из категорий, или другими словами – понятий, являющихся формами мышления, которые отражают предметы в существенных признаках. Философы и писатели на протяжении веков оказывают огромное влияние на развитие человечества. Можно в качестве примера привести труды Жан Жака Руссо, который ввел многие понятия о правах человека, изменившие ход истории. Священнослужители, разговаривая с паствой о Божьем слове, знакомят верующих с понятиями и определениями, составляющими суть религии, и тем самым тоже влияют на их мировоззрение.

Что касается юриспруденции, то её базовые категории и понятия заложены в Конституции страны, где даются определения этим базовым понятиям. Именно Конституция определяет официальную идеологию страны, или другими словами – мировоззрение этого общества. В Конституции содержится система ценностей общества данной страны, и уже исходя из Конституции, в законах определяются конкретные правила, регулирующие реальные ситуации.

Можно выделить следующие главные элементы в эволюционном развитии общества:

- Сначала появляется новая концепция-призма с новыми понятиями.

- Эти понятия, составляющие содержание новой концепции, предопределяют точки зрения, которые расширяют мировоззрение человека.

- Новый взгляд на окружающий мир меняет систему ценностей человека, и на базе новых ценностей формируются новые правила поведения.

- Новые правила поведения, закрепленные в законах страны, определяют поведение людей, и меняется сама жизнь.

Осознание как вторая ступень обучения

Следующая ступень заключается в осознании предмета изучения посредством ознакомления с моделями, макетами, таблицами, которые моделируют реальные процессы, изучаемые человеком. Читатель может вспомнить школьные годы, где на различных школьных предметах учителя демонстрировали макеты: на биологии – чучела животных, гербарии или скелет человека, на географии с помощью глобуса и карты наглядно показывали расположение стран. Или более абстрактные пособия: скажем, таблица Менделеева на химии. Суть всех этих таблиц и макетов заключается в помощи при осознании реальных явлений и процессов, составляющих содержание предмета изучения.

Более 90 процентов наших решений и действий основано на определенных концепциях, лишь малая их толика основана на эмоциях и импульсивна по характеру. В каждой профессии и в соответствующей научной дисциплине существуют свои концепции, которыми руководствуются в профессиональной деятельности, и именно на лекционных занятиях студентам преподают эти концепции в форме моделей. Каждый человек имеет свой взгляд на реальность, можно сказать, смотрит на мир сквозь определенную призму. Эта призма и есть та теоретическая модель, которую студенты усваивают на лекциях. Задача заключается не в механическом запоминании некоторого количества информации и зубрежке формулировок, а в восприятии той модели, которая излагается на лекции, и попытках посмотреть на мир через призму этой модели. Основа успешного обучения заключается именно в том, чтобы смотреть на мир и воспринимать информацию из окружающей среды согласно тем моделям, призмам, которые мы усваиваем на лекциях. Более того, изучая эти модели, мы усваиваем терминологию данной специальности: названия элементов моделей, именуемые терминами, образуют терминологический аппарат соответствующей учебной дисциплины.

Оценка как третья ступень обучения

Семинарские занятия служат формированию оценочного мышления, которое вкупе с пониманием и осознанием формирует у человека определенный тип мышления, необходимый для выполнения определенных функций или реализации проектов. В целом можно сказать, что семинарские занятия призваны обучить будущего специалиста в конкретной рабочей ситуации грамотно оценить все обстоятельства и принять правильное решение. В центре внимания на семинарских занятиях находится способность давать оценку, а в качестве объекта оценки выступают все те будущие рабочие ситуации, в которых нужно принимать верные решения.

Оценка происходит с помощью критериев (критерий – это мерило оценки), которые распадаются на стандарты. В свою очередь то, в чем измеряются стандарты, имеет название показатель, а конкретные данные вычислений именуются параметрами. Нужно отметить, что в реальности предлагаются различные варианты решения задачи, поэтому необходимо рассмотреть все и выбрать верную из множества альтернатив.

В качестве примера можно привести следующую ситуацию: человек в магазине выбирает себе шубу из множества вариантов, и перед ним стоит задача выбора. При выборе, оценивая множество шуб, человек исходит из своих предпочтений, что и называется критериями. Предположим, человек выбирает шубу, исходя из критерия «качество». Качество шубы можно определить по сорту меха и длине ворса, что и называется стандартами. То, в чем измеряется стандарт, обозначают как показатель. Скажем, длина ворса измеряется в сантиметрах, что и является показателем, а уже конкретные данные о длине ворса шубы называют параметром. Таким образом, процесс оценки можно разбить на следующие элементы:

1) объект оценки – шуба;

2) критерий оценки – качество;

3) стандарты:

а) длина ворса,

б) вид меха;

4) показатели – сантиметры для первого стандарта, где длина ворса измеряется в сантиметрах;

5) параметры – измерили длину ворса конкретной шубы и получили определенный параметр, например, 10 сантиметров.

В целом по такой структуре оценки происходит обучение на семинарских занятиях, где стоит задача показать студенту базовые рабочие ситуации и научить их правильно оценивать. Семинарские занятия являются логическим продолжением лекционных, так как вначале идет понимание учебного предмета и правильное восприятие материала через нужную призму, и уже исходя из этой призмы – обучение правильной оценке рабочей ситуации.

Формирование базовых навыков как четвертая ступень обучения

Формирование базовых навыков, которые студент будет применять в своей будущей профессии, происходит на лабораторных занятиях. После оценки, когда произошел выбор, стоит задача добиться определенной цели (скажем, составить правовой документ), и на этом этапе нужно сформировать правильный алгоритм действий, чему и посвящены лабораторные занятия.

В целом, система обучения последовательно проводит студента через все эти четыре ступени, а последующие стажировки и практики нацелены на формирование у будущего специалиста рабочей культуры и правил профессиональной деятельности. Ядром обучения являются проверенные шаблоны опытного знания, наработанные в той или иной отрасли. Помимо этого, студентам рекомендуют читать специализированные журналы по их отрасли, где действующие специалисты делятся своим опытом работы в нестандартных ситуациях и дают свои рекомендации. В лучших учебных заведениях в качестве лекторов приглашают действующих профессионалов, которые добились выдающихся успехов в своей отрасли, с тем чтобы информация для студентов была максимально соответствующей современным условиям.

Подытоживая эту главу, можно резюмировать, что в процессе развития мышления человек последовательно проходит определенные этапы.

В начале человек вырабатывает определенные концепции и модели, служащие призмой, через которую он воспринимает окружающий мир. Эти концепции исходят из его социального статуса и тех социальных ролей, которые он выполняет в общей системе разделения труда.

В реальной ситуации, где человек, исходя из своих потребностей и определяя объект потребления, ставит перед собой цель по совершению действий, благодаря которым он получает результат (то есть объект, удовлетворяющий его потребность), ему предварительно нужно сделать выбор, правильно оценив все обстоятельства.

Оценка состоит из следующих элементов:

1) Объект оценки – то, что оценивается.

2) Критерий оценки – мерило измерения.

3) Стандарты – то, на что распадается Критерий.

4) Показатели – то, в чём измеряется Стандарт.

5) Параметры – конкретные показатели стандартов критерия оценки.

Сделав оценку и приняв решение, по сути, ответив на вопрос «Что делать?», человек начинает формировать алгоритм действий, благодаря которым он достигает своей цели. Это ответ на вопрос «Как это сделать?». К тому же, человек определяет правила, регламентирующие весь процесс действий. Далее человек старается ответить на вопрос «Как это сделать правильно?». Этот этап и есть формирование навыков, необходимых для успешной адаптации к социальному миру.

ГЛАВА 2

-4

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЮРИСПРУДЕНЦИИ

Для лучшего понимания основ юриспруденции советую обратиться не к специализированным учебникам, предназначенным для студентов юридического факультета, а к учебникам по социологии, в которых достаточно доступно изложены базовые понятия, необходимые для понимания права.

Изначально нужно определить разницу между двумя понятиями, которые большинство людей, как правило, отождествляют: это понятия население и общество. В различных учебниках по социологии понятие население трактуют как совокупность числа жителей, проживающих в населенном пункте, например, население города или страны в целом. Понятие общество, как правило, определяют как совокупность общественных отношений, складывающихся в рамках страны. Это достаточно абстрактное понятие, которое можно представить в виде действий, взаимодействий, складывающихся между людьми, между организациями или между людьми и организациями в определенных ситуациях повсеместно по всей стране. Например, покупка товара – общественное отношение, складывающееся между покупателем и продавцом; взаимоотношения между работодателем и работником также являются общественными отношениями. Можно абстрактно представить страну – территорию, на которой проживает население, где каждый человек имеет свой социальный статус и, исходя из своих социальных ролей, взаимодействует с другими членами общества. Совокупность этих взаимодействий будет образовывать понятие общество.

Следует отметить, что общественные отношения возникают и складываются благодаря деятельности определенных структур, которые принято именовать социальными институтами, удовлетворяющих потребности общества. В учебниках по социологии вы можете встретить следующий перечень социальных институтов:

- экономика, обеспечивающая создание материальных и духовных благ;

- семья, предназначенная для воспроизводства населения;

- государственная идеология, формирующая мировоззрение и систему ценностей в обществе;

- система образования, созданная для обучения и воспитания подрастающего поколения;

- государство, призванное обеспечить порядок и безопасность в стране.

Нас интересует деятельность государства, для достижения порядка регулирующего общественные отношения, то есть ситуации, в которых взаимодействуют люди и организации посредством правил поведения. Эти правила поведения, установленные государством, именуются правовыми нормами, а совокупность правовых норм называют правом.

Главное понятие в юриспруденции – это правовая норма, или другими словами – правило, которое мы должны соблюдать, выполняя определенный алгоритм взаимодействия. Правовая норма состоит из трех элементов:

1. Гипотеза – условие, при наличии которого вступает в силу правило. Она позволяет определить ситуацию, регулируемую государством.

2. Диспозиция – само правило поведения.

3. Санкция – наказание за несоблюдение правила.

На практике эти элементы присутствуют в формулировках правовых норм, которые наглядно можно представить в виде следующей структуры:

Если ………………………………… ,

то ……………………………………. ,

иначе ………………………………. .

Если Вы студент вуза,

то вы обязаны соблюдать дресс-код,

иначе администрация объявит вам выговор.

На этом примере мы можем видеть, что слово «если» используется для обозначения такого элемента правовой нормы, как гипотеза, и служит компасом для определения ситуации, для которой сформулировано само правило.

Слово «то», как правило, стоит перед изложением самого правила поведения, а после слова «иначе», подразумевающего невыполнение правила поведения, излагается та мера наказания, которая предназначена для нарушителя. По сути, последний элемент правовой нормы сообщает о наличии правонарушения. Можно дать следующее определение правонарушению: правонарушение – это несоблюдение правила поведения, которое выражается в нарушении установленного запрета либо в невыполнении обязанностей.

Говоря о наказании, нужно отделять понятие юридической ответственности от санкции. Санкция – это наказание в форме штрафа, лишения лицензии и так далее. А юридическая ответственность – это способ наказания правонарушителя, который выражается либо в ограничении/лишении каких-либо прав нарушителя, либо правонарушитель сам, принудительно восстанавливает нарушенные права потерпевшего, выполняет обязанности. В зависимости от отрасли права юридическая ответственность различается. Скажем, в уголовном праве речь идет о таких способах наказания, как лишение прав, например, конфискация имущества – лишение права собственности на вещь; если же возьмем гражданское право, то здесь применяют такой вид юридической ответственности, как восстановление нарушенных прав потерпевшего, например, в форме возмещения причиненного ущерба.

Если рассмотреть форму фиксации правил поведения, то можно отметить, что они излагаются либо в устной форме (подобно обычаям племен в древние времена), либо в письменной форме. Все правовые нормы излагаются в письменной форме. Эти письменные носители правил называются правовыми актами, и государство определяет круг официальных изданий (газеты, сборники и бюллетени, выпускаемые на бумажных носителях), где печатают официальную версию правовых норм. Возможно, со временем, учитывая технический прогресс, в качестве носителей информации о правовых нормах будут служить некие виртуальные носители, возможно информация будет размещаться на официальных государственных сайтах. Сегодня в большинстве стран решения государственных органов в письменной форме, в которых изложены правовые нормы, называют нормативно-правовыми актами. В зависимости от того, какой государственный орган издал нормативно-правовой акт, они имеют различные названия: законы, постановления правительства, указы президента и т.д. В зависимости от статуса государственного органа, выпустившего нормативно-правовой акт, между правовыми нормами выстраивается некая вертикальная пирамида. Например, в случае расхождений между нормативно-правовыми актами применяется нормативно-правовой акт, обладающий более высокой юридической силой. В качестве примера можно привести тот факт, что положения законов, принятых парламентом страны, по статусу выше, чем акты министерства, и в случае расхождения будут применяться положения закона. Но в каждой стране в Конституции, как правило, дается своя иерархия государственных органов. В случае расхождений нормативно-правовых актов, обладающих равной юридической силой, действуют положения акта, принятого позднее, что избавляет от необходимости постоянно корректировать и исправлять множество актов. Подсчитано, что для полного урегулирования общественных отношений в государстве необходимо не менее пяти тысяч актов, и со временем в связи с развитием общества количество правовых норм будет только увеличиваться.

Система правовых норм, то есть совокупность всех правил поведения, установленных государством, делится на части, которые называются отраслями права: гражданское право, трудовое право, административное право, уголовное право.

Отрасли разграничивают по двум признакам – предмету и методу. Под предметом следует понимать все общественные отношения, то есть ситуации, в которых происходит взаимодействие людей и организаций и которые регулируются правилами конкретной отрасли права. Например, в предмет трудового права входят взаимоотношения между работодателями и работниками. И так относительно каждой отрасли права: зная предмет, мы можем в конкретной ситуации определить область поиска нужной информации, то есть нормативно-правовых актов, чтобы найти то правило поведения, которое мы должны соблюсти в данной ситуации. Например, устраиваясь на работу и зная, что эти взаимоотношения регулируются трудовым правом, нужно ознакомиться с трудовым кодексом, чтобы узнать не только свои права и обязанности как работника, но и права и обязанности работодателя.

Полезно знать о методах регулирования в каждой отрасли права. Под методом следует понимать способ формулировки правил поведения. Существует два способа формулировки правил, то есть два метода:

1. Метод власти и подчинения.

2. Метод юридического равенства сторон.

Метод власти и подчинения состоит в том, что государство формулирует правила, а население и юридические лица обязаны подчиняться этим правилам. Подобного рода метод, как правило, используется в тех отраслях права, где приоритетом является защита общественных интересов. Скажем, в уголовном праве вред, причиненный преступником потерпевшему (то есть жертве), воспринимается в первую очередь как вред, нанесенный всему обществу, и в таких случаях все должны подчиняться тем правилам, которые установлены для подобного рода случаев. Можно также привести в качестве примера природоохранное законодательство, где существуют запреты и ограничения в использовании природных ресурсов, и все население, и все предприятия обязаны подчиняться этим правилам.

Метод юридического равенства сторон заключается в том, что правила формулируются на взаимном согласии, с учетом интересов обеих сторон. Данный метод является главным в гражданском праве. Например, правила между покупателем и продавцом являются результатом договоренностей и отражаются в договоре между ними. Большинство правовых норм носят рекомендательный характер, и по сути правила, содержащиеся в гражданско-правовых договорах, отражают реальные обстоятельства и являются результатом компромисса между интересами обеих сторон.

Последнее базовое понятие – это принципы права. Чтобы понять природу этого термина, нужно постараться воспринять правовые нормы как инструмент в руках государства, чья цель – это установление порядка и безопасности, и провести аналогию с другими простейшими инструментами. Исторически одними из первых инструментов человека были камень, нож, копье и прочие. Прежде чем применять инструмент, человек осознавал, на каком принципе основано его действие. Скажем, принцип действия камня – это ударный принцип (камнем нельзя, например, резать), а принцип действия ножа – режущий, копья – колющий. Исходя из природы принципов действия инструментов, нужно под принципами права понимать способы применения правил поведения на практике. Например, судья, выбирая для применения ту или иную статью закона, будет изначально определять принципы права для правильного применения. При разводе супругов и разделе имущества судья, при наличии у них несовершеннолетних детей, будет исходить из принципа приоритетной защиты прав детей. Также можно вспомнить всем известный принцип уголовного права «презумпция невиновности» и историю гангстера Аль-Капоне, которого, несмотря на все его жестокие преступления, в связи с отсутствием улик смогли изолировать от общества только по статье неуплаты налогов.

Подытоживая эту главу, можно вкратце сказать, что человек в обществе, исходя из своего социального статуса и социальных ролей, взаимодействует с другими людьми и организациями, и данные взаимоотношения называют общественными отношениями, часть из которых регулируется правилами поведения, установленными государством, то есть правовыми нормами. Эти правовые нормы изложены на письменных носителях, называемых нормативно-правовыми актами, которые являются официальными изданиями. Наша задача состоит в том, чтобы, прочитав нормативно-правовые акты, сконструировать правовую норму, состоящую из гипотезы, диспозиции и санкции. При этом нужно понимать, что будет являться правонарушением (то есть невыполнением каких-либо наших обязанностей или нарушением запретов) и будет наказываться санкциями. Необходимо также учитывать природу юридической ответственности, которая выражается либо в ограничении/лишении нашего права, либо в наложении на нас обязанности возмещения причиненного нами ущерба. А при рассмотрении нашего дела в суде необходимо понимать логику действия судьи, который в своей деятельности руководствуется принципами права.

ГЛАВА 3

-5

СПОСОБ МЫШЛЕНИЯ ЮРИСТА

Чтобы сформировать у вас юридический способ мышления, для начала необходимо построить модель-призму, посредством которой вы будете воспринимать окружающий мир, а точнее – точку зрения на ту ситуацию, где необходимо соблюсти правовую норму. Если ситуация, в рамках которой вы взаимодействуете с другими лицами, отрегулирована правовыми нормами, то она является правовой ситуацией и носит название правоотношение. Именно модель правоотношения будет нашей призмой, через которую мы будем воспринимать правовую ситуацию. Рассмотрим элементы модели правоотношения.

В качестве первого элемента выступают субъекты, то есть стороны, или другими словами – участники данной ситуации, которыми являются физические и юридические лица. Под физическими лицами понимают граждан страны, иностранцев и лиц без гражданства, а в понятие юридических лиц входят различные организации, которые могут быть как коммерческими (например, акционерные общества), так и некоммерческими (например, благотворительные фонды или общественные организации). Читатель изначально должен себя классифицировать как субъекта отношений.

Второй элемент — это объект, который объединяет всё то, на что направлены действия сторон, так как объекты удовлетворяют интересы субъектов. В качестве объектов выступают блага, например: квартира, деньги, услуги, товары. Если вы оказываете кому-то услугу, эта услуга будет считаться объектом; если вы покупаете книгу в книжном магазине, эта книга, удовлетворяющая ваш интерес, будет считаться объектом.

Третий элемент – юридический факт, который порождает, изменяет либо прекращает правовые отношения. В качестве юридических фактов выступают события (рождение, смерть человека, стихийные бедствия и прочее, что неподвластно воле человека) либо действия людей (заключение договора, завещание). Представьте себе, что вы собираетесь оказать кому-то услугу. Прежде всего, вы заключаете договор, где оговариваются все условия взаимоотношений вас с вашим клиентом, включая цену и сроки оказания услуги. Только заключив договор, вы приступаете к оказанию услуг. В вашем случае заключение договора будет считаться юридическим фактом, который явится причиной возникновения ситуации, где вы будете оказывать услугу и вам выплатят вознаграждение.

Четвертый элемент – доказательства. Это все данные, которые фиксируют юридический факт. Например, показания свидетелей, текст договора, расписка, паспорт, свидетельство о рождении. Давайте вернемся к истории об оказании вами услуг клиенту. В случае неуплаты клиентом вознаграждения за ваши услуги и обращения вас в суд для взыскания долга, именно письменный текст договора, где стоят ваши подписи и изложена вся информация о вашей сделке, будет являться доказательством того, что заключение договора, или другими словами – совершение юридического факта, действительно имело место.

Пятый элемент – права и обязанности сторон. Здесь нельзя путать право как совокупность всех правовых норм, установленных государством, и субъективное право участников, или, как мы уже определили, субъектов отношений. Для понимания природы субъективного права субъектов отношений нужно осознать, что исходная мотивация наших действий и взаимодействий заключена в наших потребностях, которые, кстати, удовлетворяются благодаря объектам. У всех нас различные потребности, которые в конкретной ситуации приобретает форму, называемую интересом. Чтобы реализовать свой интерес, человеку нужно совершить ряд действий, скажем, заключить договор об оказании услуг. Нужно выбрать самый эффективный алгоритм взаимоотношений, благодаря которому ваш клиент получит от вас нужную ему услугу, а вы – вознаграждение, тем самым будут удовлетворены как ваши потребности, так и потребности вашего клиента. Перечень действий, приводящих к общему результату – к удовлетворению потребностей, или другими словами – интересов как вас, так и вашего клиента, называют правами и обязанностями. В литературе дают следующее определение прав и обязанностей сторон отношений: «Права – это мера возможного поведения субъекта в конкретной ситуации, позволяющего удовлетворить интерес, а обязанность – это мера должного поведения субъекта».

Для наглядности мы можем определить действие вашего клиента по выплате аванса как его обязанность, ваше действие по принятию аванса – как ваше право на получение предоплаты, оказание вами услуг – как вашу обязанность, а принятие ваших услуг – как право вашего клиента. Следует понимать, что в основе наших прав и обязанностей лежит интерес, содержанием которого являются потребности человека или организации, и без интереса и стремления удовлетворить потребности наши права и обязанности лишены смысла.

Ваша задача, читатель, состоит в том, чтобы воспринимать ситуацию через призму модели правоотношения, вычленять нужные элементы и присваивать им соответствующие термины. Теперь, оказывая кому-либо услугу, вы будете себя и своего клиента воспринимать как субъектов, услугу и вознаграждение воспринимать как объект, заключение договора – как юридический факт, письменный документ договора, зафиксировавший ваши договоренности, – как доказательства, а ваши с клиентом действия – как права и обязанности сторон.

Именно после правильного восприятия ситуации начинается этап оценки и принятия решения. Рассмотрим подробнее этот этап. Ранее мы распределили ситуацию между пятью элементами, такими как субъект, объект, юридический факт, доказательства и права и обязанности. Объектом оценки последовательно выступает каждый из этих пяти элементов правоотношения.

Вначале мы оцениваем участников отношений, то есть субъектов. При этом нам необходимо определить критерии и стандарты оценки, которые можно найти в законодательстве. Законодательство дает нам критерий оценки субъектов, который называется правосубъектность. К примеру, мы хотим получить охотничью лицензию на отстрел добычи в определенной стране. Изучив соответствующие законы этой страны, мы узнаем, что право на получение охотничьей лицензии имеют только граждане этой страны, а если мы являемся иностранными гражданами, то мы не имеем права на получение данной лицензии, то есть не можем считаться субъектами. Можно еще привести в качестве примера то обстоятельство, что только после достижения определенного возраста человек имеет право на заключение сделок, то есть считается субъектом. В связи с этим можно вспомнить фильм «Лжец, лжец» (1997 г., режиссер Том Шэдьяк), где всемирно известный актер Джим Керри играет роль адвоката Флетчера Рида. В конце этого фильма есть эпизод в зале суда, где слушается дело о разводе клиентки Флетчера Рида. Он выигрывает судебное дело благодаря тому, что его клиентке было только 17 лет, когда она вышла замуж, подписав брачный контракт, что противоречило законам штата Калифорния, согласно которым несовершеннолетние не могут подписывать контракты без согласия родителей. По причине того, что клиентка Флетчера Рида не могла быть субъектом брачного контракта, решением суда был аннулирован этот брачный контракт.

Говоря об оценке участника отношений нужно ставить следующий вопрос: «Может ли данный участник общественных отношений по закону считаться субъектом, имеющим право выступать стороной в данной правовой ситуации?».

Наша задача – найти в законодательстве требования к участнику отношений. Это может быть наличие гражданства, возраст, наличие диплома в случае приема на работу квалифицированного работника, для предприятий это может быть наличие лицензии на осуществление определенной коммерческой деятельности и так далее. Все эти требования образуют стандарты к критерию правосубъектности, которые необходимо знать, чтобы правильно оценивать участников отношений.

После оценки участников мы приступаем к оценке объектов правоотношений. Так как в качестве объектов выступают товары, услуги или работы, мы задаем вопрос: «Может ли рассматриваемая услуга, товар или работа официально находиться в торговом обороте?». В этом плане для объектов существует три режима. Во-первых, они могут быть запрещены для оборота. К таким объектам, как правило, относятся оружие, наркотики, в ряде стран запрещены услуги проституток, детективов, телохранителей. Во-вторых, оборот некоторых товаров и услуг может быть ограничен наличием лицензии: скажем, торговлей алкоголем или табаком могут заниматься только лицензированные предприятия. И наконец, третий режим подразумевает полную свободу для оборота товаров, услуг и работ. Изучив законодательство страны, мы можем выделить эти три группы объектов и дать правильную оценку конкретному товару или услуге в рассматриваемой ситуации, чтобы выяснить, могут ли они рассматриваться в качестве объекта.

Затем идет оценка события или действия, лежащего в основе возникновения той правовой ситуации, которую мы оцениваем. Нужно задать себе следующий вопрос: «Может ли данное событие или действие участника отношений породить правовую ситуацию, или, другими словами, юридические последствия?». Скажем, для крупных сделок предусматривается, как правило, письменная форма фиксации, а для ряда сделок, например, связанных с недвижимостью, дополнительно требуется нотариальное удостоверение. Несоблюдение этих требований влечет за собой непризнание ситуации правовой. Так, сделки, совершенные под давлением и угрозой насилием, признаются недействительными и не могут порождать юридические последствия, такие как переход права собственности.

Чтобы ответить на вопрос о том, могут ли определенные события или действия считаться юридическим фактом, необходимо изучить законодательство и выявить все требования к юридическому факту. Для тренировки можно изучить свой договор со страховой компанией и понять, какие требования предъявляются к страховому случаю, являющемуся основанием для выплаты страховки.

Следующий объект для оценки – это четвертый элемент правоотношения, который мы именуем доказательством. В большинстве случаев доказательством совершения юридического факта служат некие письменные документы, оценивая которые мы должны задавать вопрос: «Могут ли они по законодательству фиксировать, доказывать существование определенного юридического факта?».

Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно, изучив законодательство, найти требования к этим доказательствам (например, наличие подписи или определенных данных). Чтобы письменный текст договора мог считаться доказательством совершения сделки, необходимо, чтобы в нем присутствовали так называемые существенные условия, такие как предмет договора, цена и сроки договора, отсутствие которых делает невозможным рассмотрение этого письменного документа в качестве доказательства. Огромное значение доказательства имеют в уголовном праве, их называют уликами по делу, и существует большое количество так называемых процессуальных актов, таких как уголовно-процессуальный кодекс, где содержатся строгие требования к доказательствам. В результате изучения требований к доказательствам мы сможем ответить на вопрос о том, могут ли эти документы считаться доказательствами, зафиксировавшими юридический факт.

И последний этап в оценке – это оценка прав и обязанностей сторон. Существуют два критерия, позволяющие оценить права и обязанности сторон: во-первых, законность, во-вторых – обоснованность. Рассмотрим их подробнее.

Первый критерий – законность. Он означает наличие в тексте закона прямого изложения наших прав и обязанностей. Например, в конституциях ряда стран прописаны права граждан на социальные льготы и соответствующая обязанность государства предоставлять эти льготы, или же – обязанность граждан выплачивать налоги и право государственных органов требовать выплаты этих налогов. К примеру, устраивая своего ребенка в школу, которая уже переполнена, вы, обращаясь к администрации школы, можете, сославшись на определенную статью Конституции или Закона о среднем образовании, заявить о законности своего права на устройство своего ребенка в школу. Таким образом, заявляя о законности своих требований, вы ссылаетесь на конкретную статью закона, где прямо прописано ваше право.

Второй критерий – обоснованность, что означает наличие доказательств, лежащих в основе наших требований. К примеру, для получения пенсии необходимо собрать ряд документов и предоставить их в государственный орган; наличие всего списка делает ваше требование обоснованным. Заявляя, что ваши требования являются обоснованными, вы подразумеваете наличие всех необходимых документов и иных доказательств. Эти документы и являются доказательствами, зафиксировавшими юридический факт. Или, подавая иск к должнику, вы к своему исковому заявлению прикладываете текст договора, который зафиксировал юридический факт совершения сделки, и иные документы, свидетельствующие об оказании вами услуги должнику.

В результате применения в оценке этих двух критериев мы должны определить, являются ли наши права и обязанности законными и обоснованными.

Таким образом, мышление юриста характеризуется умением воспринимать ситуацию через призму правоотношения, классифицируя все по субъектам, объектам, юридическим фактам, доказательствам, правам и обязанностям сторон. Более того, юрист тщательно изучает ситуации, последовательно давая оценку каждому элементу правоотношения.

ГЛАВА 4

-6

НАВЫКИ ЮРИСТА

Юрист должен обладать тремя навыками. Это умение составлять правовые документы, консультировать и вести дела в суде. Вкратце я вас познакомлю с алгоритмами этих трех навыков, которые, по сути, вытекают из юридического мышления.

Рассмотрим для начала технологию консультаций, для чего нам нужно вспомнить основы логики, в частности понятия индуктивных и дедуктивных умозаключений.

Как вы помните из курса логики, сутью индуктивных умозаключений является обобщение: обнаружив определенный признак у отдельного явления, можно сделать вывод, что данный признак присущ всему классу, к которому относится изучаемое явление. Так, в физике, установив опытным путем, что хорошо проводят электричество не только железные стержни, но и медные, и серебряные, исследователи сделали индуктивное обобщение, что весь класс металлов обладает свойством электропроводимости. Соответственно, видя любой металл, мы знаем, что он обладает этим свойством.

Так же и в процессе анализа правовой ситуации: при оценке каждого элемента правоотношения, руководствуясь знанием о наличии определенных признаков у субъекта, объекта, юридического факта, доказательств, прав и обязанностей сторон, мы делаем некий обобщающий вывод.

Приведем пример. Оценивая участников отношений, зная о признаках как коммерческих, так и некоммерческих организаций, мы можем сделать обобщающий вывод, является ли рассматриваемая нами организация коммерческой или некоммерческой. Это важно, например, в ситуации, когда по законодательству некоммерческие организации имеют льготы по налогообложению, и нам нужно выяснить, имеет наша организация такие льготы или нет. Выяснив, что по закону она является некоммерческой организацией, мы изучаем учредительные документы, из которых видно, что она является общественным фондом. Это подтверждается статьей гражданского кодекса, где в перечне некоммерческих организаций среди прочих их видов мы находим и общественный фонд. Условно обозначив нашу организацию как общественный фонд, мы формулируем утверждение, в котором устанавливаем следующее отношение: общественный фонд является некоммерческой организацией. Как вы помните из курса логики, это утверждение называется суждением. Читая статью закона о льготах для некоммерческих организаций, мы делаем следующий вывод: наш общественный фонд обладает таким свойством, присущим всему классу некоммерческих организаций, как право на льготы по налогообложению.

Всё законодательство описывает правовые нормы в терминах классов, а класс, как вы помните, это определенная совокупность предметов, имеющих общие признаки: например, класс граждан или класс лиц без гражданства. Изучая на практике реальные обстоятельства, мы изучаем определенные элементы, входящие в определенные классы. Скажем, заключая конкретную сделку, мы имеем дело с элементом, входящим в класс юридических фактов; или же вступая во взаимоотношения с кем-то, мы можем сказать, что данный человек входит в класс граждан нашей страны или может быть иностранным гражданином. Зная признаки, присущие всему классу, мы, классифицировав кого-либо или что-либо, можем применить индукцию и высказать суждение, что они обладают теми же признаками, что и весь класс. Например, зная, что по конституции все граждане обязаны нести военную службу, мы можем высказать суждение, что на конкретного человека, являющегося гражданином нашей страны, возложена такая обязанность, а наш сосед по дому, являющийся иностранным гражданином, свободен от данной повинности. Эти умозаключения являются дедуктивными, т.к. их суть заключается в переходе от общего знания к частному.

Вернемся к примеру с электропроводимостью. Физики, обнаружив, что стальные, медные и серебряные стержни обладают электропроводимостью, сделали вывод, что весь класс металлов обладает подобным свойством, – это индуктивное умозаключение. На практике, видя любой металлический предмет, соприкасающийся с источником электрического тока, мы делаем вывод, что этот металлический предмет может через себя проводить электрический ток, – это дедуктивное умозаключение.

Юристы, изучая законодательство, ищут признаки таких классов, как субъекты, объекты, юридический факт, доказательство, права и обязанности сторон, чтобы при оценке реальной ситуации сформулировать обобщающее суждение, что рассматриваемый участник, товар или документ относится к тому или иному классу. После этого они ищут статью закона, соответствующую ситуации, чтобы сделать дедуктивное умозаключение в форме суждения, что участник, товар или документ обладает теми же свойствами, что и класс в целом.

Схематично этот алгоритм можно изобразить следующим образом.

На первом шаге, изучив учредительные документы общественного фонда и нормы гражданского кодекса, мы делаем обобщающее суждение: «Общественный фонд является некоммерческой организацией».

На втором шаге, исходя из статьи закона, где изложено право некоммерческих организаций на получение льгот по налогообложению, мы делаем вывод, что «Общественный фонд, согласно статье закона, имеет право на получение льгот по налогообложению».

Примерно такой же логике следуют юристы, оказывающие консультационные услуги, используя индукцию и дедукцию в своей профессиональной деятельности.

Следующий навык – это составление правовых документов, где задача состоит в грамотном изложении текста заявления, договора или жалобы. Для нас эта задача упростилась благодаря тому, что мы любую ситуацию воспринимаем через призму правоотношения, классифицируя всё как субъекты, объект, юридический факт, доказательство, права и обязанности сторон.

Давайте рассмотрим эту взаимосвязь на примере написания жалобы, под которой понимают требование, обращенное к государственному органу, об устранении нарушенных прав и законных интересов.

Если вы будете изучать образцы жалоб, то увидите, что текст данного документа можно условно разделить на следующие части:

1. Вначале идет название того государственного органа, куда подается жалоба. При этом нужно отметить, что необходимо предварительно определить по законодательству государственный орган, к непосредственному ведению которого отнесено разрешение данного вопроса. Как правило, этому органу подчинено то предприятие, учреждение или должностное лицо, действия которых обжалуются. Далее должны быть указаны фамилия, имя, отчество и данные о месте жительства лица, обращающегося с жалобой.

Лицо, подающее жалобу, и государственный орган, рассматривающий эту жалобу, будут, согласно нашей модели правоотношения, считаться субъектами.

2. Далее следует наименование документа, то есть само слово «жалоба» с указанием, на какие и чьи действия подается жалоба. Например: «Жалоба на действия сотрудников полиции при задержании автомобиля».

3. После этого идет непосредственно сам текст жалобы, который построен по следующей логике: вначале дается описание юридического факта с указанием даты и места, в качестве юридического факта выступают противоправные действия. Например, это противоправные действия сотрудников полиции, которые, остановив автомобиль потерпевшего, изъяли водительские документы и документы на перевозимый груз, в результате чего машина простояла на дороге длительное время, груз пришел в негодность и не был вовремя доставлен заказчику. Описав юридический факт, то есть противоправные действия сотрудников полиции, являющиеся основанием для возникновения субъективного права на возмещение ущерба и возникновение обязанности сотрудников полиции по выплате ущерба, нужно определить сумму ущерба, который, согласно модели правоотношения, является объектом.

4. Читая тексты жалоб, можно увидеть в них перечисление статьей закона, где прямо прописано право потерпевшего на возмещение ущерба (как вы помните, ссылка на статью закона делает наши требования, то есть права, законными). Обосновать наше право на возмещение ущерба, то есть на получение объекта, можно доказательствами, которыми в данной ситуации являются договор с заказчиком, накладные на груз и прочие документы, доказывающие, что мы законно перевозили груз для нашего заказчика. Чтобы орган, принимающий нашу жалобу, понял, что наши требования законные и обоснованные, в тесте жалобы после описания юридического факта и причиненного ущерба, нужно, ссылаясь на статью закона, сформулировать наше требование о признании юридического факта, то есть признать действия сотрудников полиции незаконными и удовлетворить вытекающие из данного юридического факта права на возмещение ущерба. В тексте жалобы это можно выразить примерно в следующем предложении:

«В соответствии со статьей №… закона… прошу признать действия сотрудников полиции незаконными и взыскать в мою пользу ущерб в размере…».

5. После текста с описанием юридического факта, ущерба в качестве объекта правоотношения и требований, а также ссылок на конкретные статьи закона, идет описание документов, прилагаемых к жалобе. Как вы помните, требования становятся обоснованными, если есть доказательства, в данном случае – доказательство задержания автомобиля сотрудниками полиции, доказательство перевозки груза и договорных отношений с клиентом, которому не доставили вовремя груз. Ваша задача – показать государственному органу, принимающему вашу жалобу, что ваши требования законные и обоснованные.

6. Жалоба обязательно подписывается лицом, подающим жалобу. Если жалоба подается представителем, должна быть приложена доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.

Итак, жалоба составляется исходя из пяти элементов правоотношения: вначале мы определяем субъектов по делу (то есть участников конфликтной ситуации), затем юридический факт (те незаконные действия сотрудников полиции, которые привели к возникновению этой ситуации), объект требований лица, подающего жалобу (в данном случае это сумма компенсации ущерба), права и обязанности сторон, где благодаря ссылке на статьи закона и наличию доказательств требования лица, подающего жалобу, стали законными и обоснованными.

Рекомендую в качестве тренировки брать копии правовых документов и маркером выделять все эти элементы правоотношений, в результате чего вы научитесь проводить юридический анализ документов, что поможет вам самим в дальнейшем правильно их составлять.

Третий навык – это ведение дела в суде. Как правило, необходимо приглашать профессионального адвоката, который на основании договора поручения будет защищать ваши интересы. Тем не менее, давайте в общих чертах рассмотрим судебный процесс, не вникая в детали, так как требуется серьезная подготовка, чтобы грамотно вести дела в суде.

Суды можно разделить на уголовные, где слушаются дела о совершенных преступлениях, гражданские – о спорах между гражданами по семейным, жилищным и прочим вопросам и экономические, которые разрешают споры между юридическими лицами, предпринимателями. Здесь интерес вызывает такое отличие между уголовным и другими судами, как презумпция невиновности. Так, если человека обвиняют в совершении преступления, то бремя доказывания его вины всецело лежит на государственных органах, человеку не нужно доказывать свою невиновность, это является общепризнанным фактом и не требует рассмотрения. В экономическом суде действует обратный принцип. Ответчику, то есть лицу, привлекаемому судом в отношении нарушенных прав и охраняемых законом интересов истца (лица, который обратился в суд в целях защиты своих нарушенных прав), требуется доказывать свою невиновность. Можно сказать, что в экономическом суде придерживаются такой линии, что изначально верят истцу, а ответчику необходимо доказать, что он действительно выполнил свои обязанности перед истцом. Правонарушением, как вы помните, является невыполнение обязанности либо нарушение запрета. Исходя из того, что в случае конфликта мы можем выступить в качестве ответчика в суде, нам нужно культивировать привычку по возможности фиксировать выполнение нами своих обязанностей и сохранять все документы, доказывающие эти факты. Зачастую небрежное отношение к подобного рода документам является причиной проигрыша в суде со стороны ответчика.

Причиной возникновения судебного дела является обращение в суд истца, который в своем заявлении излагает все факты нарушения его прав по причине невыполнения обязанностей ответчиком и подкрепляет доказательствами наличие подобного рода обязанностей у ответчика. Благодаря тому, что копия искового заявления направляется ответчику, у него есть время изучить все аргументы истца и подготовиться к суду. Во время судебного разбирательства, как правило, первым выступает истец, который заявляет о своих требованиях, возникших в результате, скажем, невыполнения обязанностей ответчиком. Затем выступает ответчик, чья задача – привести доказательства того, что он выполнил свои обязательства, тем самым опровергнув аргумент истца, что произошло правонарушение, и постараться поставить под сомнение другие аргументы истца. Судья, выслушав аргументы обеих сторон, удаляется, чтобы принять решение в свете всех представленных аргументов и доказательств, после чего выносит свое решение.

Как при составлении правовых документов мы воспринимаем всю информацию через призму пяти элементов правоотношений, так и в судебных спорах мы должны всё классифицировать в терминах элементов правоотношения, помня о том, что в судебных делах мы руководствуемся понятием правонарушения, и о том, что в основе конфликта лежит либо нарушение запрета, либо невыполнение обязанностей.

Жизнь людей протекает в огромном множестве правовых ситуаций, где принятие решений и характер действий невозможно полностью предугадать и детально описать в справочниках, на которые можно было бы полностью положиться. Тем не менее, можно развить в себе юридическое мышление и понять простейшие алгоритмы принятия решений в правовых ситуациях, чтобы успешно справляться с этими задачами.

Целью этой книги является развеять миф о сложности обучения юридическому мышлению и указать путь к тому, как сформировать у себя этот тип мышления.