Найти в Дзене
Casus Belli

1885. Разгром французов у Банг-Бо. Китайский капкан

В начале марта 1885 года положение французского Тонкинского экспедиционного корпуса было весьма опасным. Его операционные линии растянулись на сотни километров, причем в лучшем случае это были километры рек, а в худшем – узкие тропки в поросших джунглями горах. В районе Мандаринской дороги французам даже удалось вытеснить китайцев из пределов Вьетнама, а западнее – отодвинуть от имевшего важное значение форта Туенкуанг. Но… это был тупик.

Точкой на французской карте конца XIX  века отмечено место событий - перевал и деревня Банг-Бо
Точкой на французской карте конца XIX века отмечено место событий - перевал и деревня Банг-Бо

Зимняя кампания завершилась 23 февраля, когда сильно потрепанные части Гуансийской армии ушли на сопредельную территорию. Ушли так далеко, что французы вовсе потеряли их из виду на какое-то время. Возникла передышка, которая была на руку китайцам: в то время как цинская армия быстро наращивала силы, части Негрие буквально таяли на глазах. Чем дальше французы продвигались к китайским границам, тем больше сил требовалось на охрану линий снабжения. Нездоровый климат, скверное питание и плохое медицинское обеспечение выводили из строя больше солдат, чем противник. В результате даже после получения свежих подкреплений, доведших численность экспедиционного корпуса до 16700 человек, для действий против Гуансийской армии Китая у генерала Негрие имелось едва 2500 бойцов. Некоторая часть этого контингента была небоеспособна из-за ран и болезней; также постоянно приходилось выделять людей для гарнизонной службы, патрулирования дорог, фуражировки и охраны кули. В то же время до французов доходили слухи, что командующий Гуансийской армией Пань Диньсинь уже довел численность своих сил до 40 тысяч бойцов.

Китайские ворота
Китайские ворота

Энергичному генералу Негрие сложнее всего было продолжительное время оставаться в бездействии, поэтому когда "сверху" пришло пожелание "надавить на китайцев" для обеспечения более выгодных переговорных позиций, он не стал заниматься сравнением численности армий, а приступил к заготовке необходимых припасов.

А с припасами все обстояло печально. Войска уже давно не получали нормального провианта, заменяя положенный хлеб и галеты бурым кормовым рисом, мясные консервы – буйволятиной, а кофе и чай – местной тафией (ром-первач). Хуже всего обстояли дела с фуражом: овес взять было негде, поэтому немногочисленные лошади африканских егерей питались подножным кормом, от которого стремительно худели и болели. Разведка у французов и так-то была ниже плинтуса, а без нормальных конных разъездов свелась практически к нулю.

-3

В середине марта в Лангшон, наконец, прибыл конвой (конвой в буквальном смысле – французские солдаты конвоировали носильщиков-кули, которые без охраны тут же разбегались). 8000 кули и 800 хилых тонкинских лошадок доставили съестные припасы, патроны и медикаменты. Совсем не так много, как требовалось, ибо хлипкие вьетнамцы в состоянии были переносить не больше 15 килограммов поклажи, из которой почти половина приходилась на нужный для их же пропитания провиант, но это все же позволило Негрие начать планировать новое наступление. Быстро было установлено, что войска губернатора Паня Диньсиня, которых месяц назад не могли сыскать в радиусе 50 километров от границы, сейчас стоят несколькими лагерями буквально в прямой видимости от разрушенных французами Китайских ворот, а командует ими один из лучших китайских генералов Фан Цзицай. Негрие решил ударить первым.

Окрестности Килуа. Типичный северовьетнамский пейзаж
Окрестности Килуа. Типичный северовьетнамский пейзаж

Однако на сей раз его опередили. В ночь на то же 22 марта, когда "Черные флаги" Лю Юнфу надавали по щам свежеприбывшим на театр зуавам, солдаты Фана Цзицая провели разведку боем в Данг-Донге. Вышло не очень удачно: цинские солдаты проморгали секрет противника и получили удар во фланг, от которого обратились в бегство – но вполне возможно, что это бегство было частью плана. Французы же решили, что звоночек - серьезнее некуда, и Негрие немедленно двинул свои силы к границе, чтобы "подышать воздухом" (se donner de l'air). В его планы входило надрать китайцам задницу у Банг-Бо, очистить подходы к Данг-Донгу и вернуться в Лангшон.

-5

Соотношение сил

Укрепленный лагерь Йен-Куай удерживался 7500 чел под командованием Фэна Цзицая и Вана Сяочи. В паре километров дальше от границы, вокруг деревни Муфу, расположились отряды Су Юаньчуня и Чэнь Цзя (7000 человек). В пятнадцати километрах от Муфу, у деревни Бинь Тхыонг, стояли лагрем солдаты Цзяна Цзунханя и Фаня Юшенга (тоже 7000 человек). Губернатор Пань Динсинь с 3500 человек находился в Хайцуне, в 30 километрах от Муфу. В пятидесяти километрах к западу от Китайских ворот, у деревни Айва стояли 3500 человек под командованием Вэй Гана. Наконец, в 15 километрах к востоку от тех же ворот деревню Куа Ай занимали 3500 человек Вана Дэбана. Общая численность гуансийцев – 32 тысячи человек, из которых непосредственно в бою могли принять участие около трех тысяч.

-6

Для понимания реального соотношения сил нужно учитывать, что французские батальоны насчитывали к моменту сражения 300-400 человек. Из семи батальонов (23-й, 111-й, 143-й пехотные, 2-й и 3-й батальоны Иностранного легиона, 2-й батальон тюрко и батальон вспомогательной тонкинской пехоты) два - тюрко и тонкинцы, - а также две из четырех артбатарей были оставлены для обороны Лангшона и коммуникаций. 23-му батальону Негрие приказал оборонять Данг-Донг, а сам во главе оставшихся войск устремился вперед. Утром 23 марта в его распоряжении были 1600 человек (111-й и 143-й линейные батальоны, 2-й и 3-й батальоны Иностранного легиона) и 10 горных 80-мм орудий (батареи Ропера и де Саксе).

Накануне

16 марта у Китайских ворот были замечены цинские солдаты. На следующий день Негрие выдвинулся в Донг-Данг. Африканские егеря выяснили, что в пяти километрах за воротами цинские войска возвели два мощных укрепленных лагеря. Сутки спустя французы вернулись в Лангшон, оставив в Донг-Данге подполковника Эрбингера с 23-м батальоном, отрядом тонкинцев, двумя взводами саперов и 10 африканскими егерями.

Егеря постоянно вели разведку в направлении китайской границы, и вскоре стало ясно, что Донг-Данг плотно обложен противником. Один мощный удар с востока – и детачмент Эрбингера оказывался в полном окружении. Нужно было либо выводить войска из Донг-Данга, либо заставить гуансийцев уйти вглубь своей территории.

Фан Цзицай (в центре). Х/ф "Война дракона"
Фан Цзицай (в центре). Х/ф "Война дракона"

Негрие выбрал второе, но подготовку к наступлению сорвал упреждающий удар Фана Цзицая. Пришлось атаковать имеющимися скромными силами, взяв с собой сухой паек на двое суток и весьма ограниченный боезапас к десяти горным пушкам.

22 марта

В 3 часа ночи бригада Негрие вышла в направлении Донг-Данга, куда прибыла в тот же день. Позиции китайцев были обнаружены примерно в 12 километрах к северо-востоку, у перекрестка дорог, ведущих в Тхат-кхе, Банг-Бо и Йен-Куай.

Кроки сражения у Банг-Бо. Китайский лагерь вверху, вьетнамская граница внизу
Кроки сражения у Банг-Бо. Китайский лагерь вверху, вьетнамская граница внизу

23 марта

Из-за сильного тумана выход войск задержался до 10 часов утра. К часу дня колонна достигла Китайских ворот (Куа-Ай). Здесь Негрие вынужден вновь разделить свои силы: 2-я рота 3-го батальона Иностранного легиона майора Шеффера заняла позиции на скале, возвышающейся над воротами на Западе, 3-я и 4-я роты расположились в брошенных китайских укреплениях к северу от ворот; 2-я рота легионеров батальона Диге оседлала тропу, ведущую Йен-Куай в Донг-Данг.

С оставшимися 1300 бойцами Негрие направился к Банг-Бо.

Типичный китайский форт (окрестности Лангшона)
Типичный китайский форт (окрестности Лангшона)

За Китайскими воротами Мандаринская дорога идет вдоль террас, высота которых постепенно увеличивается. На северо-востоке они переходят в доминирующие над местностью высоты. На дороге имеется несколько перевалов. От трассы отходят дороги местного значения, а также множество "козьих троп", совершенно непроходимых для кавалерии и артиллерии, а часто и для незнакомых с местностью людей.

Фан Цзицай недаром считался одним из лучших китайских полководцев, умевшим использовать слабые стороны противника. Он понимал, что подавляющему огневому превосходству и выучке французов может противопоставить только отличное знание местности и многочисленность своей армии. Кроме того, в ближнем бою европейские пушки и винтовки уже не давали столь безоговорочного преимущества, значит, нужно заставить противника сократить дистанцию. Как это сделать?

-10

Ничего оригинального Цзицай придумывать не стал, решив прибегнуть к бессмертной классике: провокации и засаде. О провокации речь шла выше.

Засада

Фан Цзицай выбрал очень удачную позицию: узкое дефиле между двух высоких холмов, которое не просматривалось издалека из-за складок местности. Эта точка располагалась примерно в четырех километрах от Китайских ворот, близ перекрестка у деревни Куа-Ай. Одна из сходящихся здесь дорог вела вглубь империи, а три остальных – к разным городам на территории Вьетнама.

Стена Фана Цзицая наложена на современную трехмерную карту. Кадр из китайского учебного фильма
Стена Фана Цзицая наложена на современную трехмерную карту. Кадр из китайского учебного фильма

Французов в ходе этой войны не раз поражали китайские инженерные сооружения, возникавшие словно из-под земли. На этот раз подчиненные Фана Цзицая перегородили ущелье каменной стеной высотой 3,5 и толщиной 3 метра, перед которой выкопали глубокий, в рост человека, ров; еще одна земляная стена блокировала возможный удар в спину. Кроме того, на ближайших вершинах холмов китайцы оборудовали оборонительные позиции – как написано во французских документах, «форты». Цепочка этих фортов значительно выступала вперед относительно основной позиции.

План Фана был следующим. Оставив разрушенные Китайские ворота, отойти вглубь, выманивая французов на свои основные позиции. Бомбардировку, с которой французы обычно начинали сражение, переждать за стеной, в земляных укрытиях, а бой принимать на самых коротких дистанциях, вплоть до рукопашной.

-12

Крупные отряды китайских войск на приличном удалении (~7 км) запирали два оставшихся выхода на равнину от Куа-Ай, на тот случай, если бы Негрие решил отказаться от намерения штурмовать позиции Цзицая.

Но Негрие и не думал отказываться.

Бой

Французские источники утверждают, что в начале боя у Негрие было 925 активных штыков и 10 80-мм горных пушек, а на каждого атакующего француза приходилось 10-11 китайцев. Китайцы считают, что французов было не меньше 1600, а встретить их в первой линии готовились 3000 солдат цинских войск, вооруженных преимущественно холодным оружием.

Однако Негрие был слишком опытным и умелым военачальником, чтобы слепо следовать сценарию боя, предложенному Цзицаем. Он не ринулся, очертя голову, на главную китайскую позицию.

Кадр из китайского учебного фильма. Зеленые ромбики с цифрами - форты на вершинах холмов. Французы наступали из правого нижнего угла
Кадр из китайского учебного фильма. Зеленые ромбики с цифрами - форты на вершинах холмов. Французы наступали из правого нижнего угла

Помимо Мандаринской дороги, существовало еще как минимум два способа выйти к китайским укреплениям в долине Банг-Бо: пойти длинным западным обходным маршрутом, или же воспользоваться козьими тропами с восточной стороны. На западе Цзицай предусмотрительно расположил сильный заслон; но даже если бы его не было, обход должен был занять не менее суток. Негрие, совершавшего марш без обоза, это не устраивало. Вариант с козьими тропами выглядел гораздо привлекательнее: из предыдущего опыта было известно, что даже очень упорная оборона цинских войск рушится при малейшей угрозе окружения. Достаточно было вывести по этому маршруту в тыл китайцам небольшой отряд - и победа в кармане. Осуществлению этого плана мешали китайские форты; поэтому 23 марта француза сосредоточили усилия на их захвате.

-14

Пока солдаты 143-го батальона линейной пехоты имитировали атаку первого форта с фронта, артиллеристы осыпали его снарядами. Воспользовавшись обстрелом, легионеры и тонкинцы обошли китайское укрепление с фланга, и после короткой схватки захватили его.

Пушки переключились на второй форт, который вскоре был взят почти неповрежденным. Негрие со штабом тут же превратили его в передовой КП.

Почти одновременно с этим 111-й батальон, оставленный для прикрытия левого фланга, вступил в бой с китайским дозором и вышедшими ему на помощь подкреплениями. Их удалось отбросить. 111-й батальон майора Фора постепенно продвигался по отрогам холмов, пока не вышел к оборонительным сооружениям Фана Цзицая. Идти дальше вперед пока не имело смысла, и Фор приказал своим людям закрепиться на этом рубеже, чтобы цинские войска не могли всеми силами контратаковать оставленные форты.

Кадр из х/ф "Война дракона"
Кадр из х/ф "Война дракона"

Около трех часов пополудни китайцы предприняли попытку контрудара в районе Китайских ворот; предусмотрительно оставленные там легионеры без большого труда отбили ее. В это время, подтянув артиллерию – даже горные пушки оказались чрезвычайно громоздкими для здешнего рельефа – Негрие начал атаку на третий форт. Не стоит думать, что китайцы наблюдали за этим, сложа руки: для усиления обороны третьего форта были отправлены люди, но, из-за внезапно разразившейся грозы, сделавшей горные тропинки совершенно непроходимыми, они опоздали.

Наступала темнота. Измотанным солдатам обеих армий требовался отдых.

Итоги первого дня были для французов вполне удовлетворительны: заняты исходные позиции для решительного штурма, нерешительные попытки китайцев организовать контратаки – отбиты. На следующее утро Негрие планировал занять четвертый форт, что давало в его руки ключ от всей китайской позиции, и организовать генеральный штурм одновременно с фронта и фланга.
80-мм французское горное орудие
80-мм французское горное орудие

Однако Фан Цзицай не зря считался одним из лучших китайских генералов. Он прекрасно видел угрозу своему левому флангу, и сделал все, чтобы ее нейтрализовать. На укрепление четвертого и пятого фортов были отправлены значительные силы.

Негрие пришлось менять планы. Штурм фортов отменялся в пользу глубокого обхода.

К несчастью, это были еще не все события 23 марта.

С наступлением темноты 111-й батальон, не получивший четких инструкций, оставил свои позиции на хребте против китайской «плотины», и отправился на соединение с остальными войсками. Марш по горам в практически полной темноте был не лучшей идеей, несколько солдат получили травмы. Когда Негрие увидел батальон Фора, он пришел в ужас – левый фланг остался совершенно открытым! Обратно на позиции измученные, злые и голодные солдаты пришли лишь в три часа ночи.

Но и это было еще не все. Конвой с боеприпасами, отправленный к Фору несколькими часами ранее, естественно, никого на позициях не застал, и вернулся в Куа-Ай. Наутро солдатам 111-го батальона придется начинать бой с полупустыми подсумками...

Окончание здесь

Casus Belli в Telegram: https://t.me/CasusBelliZen.

Casus Belli в VK: https://vk.com/public218873762

Casus Belli в FB: https://www.facebook.com/profile.php?id=100020495471957

Делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам понравилась.

Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала

Ссылка для желающих помочь проекту:

https://www.tinkoff.ru/cf/5rFGSRNywy6