1222-1223 гг. Расправы и опустошения Восточного Хорасана, отвлекли монгольские силы от Азербайджана и Персии. Получив долгожданную передышку, земли западнее Нишапура погрузились в привычные распри. Но передышка оказалась невелика.
Продолжение. Предыдущая часть и забрызганные шуты, бесятся ЗДЕСЬ
Музыка на дорожку
Страшна не ошибка, но боязнь её совершить
Этот мальчик появился на свет, когда мать наслаждалась молодостью, отец победами и оба друг другом. Дитя красоты и силы - казался баловнем судьбы, чьи пеленки шьются золотыми нитями, а будущее золотой буквой.
Славная весть, что любимица разрешилась, пришла к окончательному разгрому Гуридов. Воинский шатер заревел восторгом, гонца навьючили золотом как осла, а мальчик получил прозвище Гурсанджи (саднящий гурцев). С ним он и вошел в историю.
Хотя и не так как родителям представлялось.
К Гурскому Царству (и его ошметкам) юноша отношения не имел, а судьба его в складывалась на Западе. Верный себе - Хорезмшах Мухаммад настойчиво лишал власти наследных князей и удельных эмиров. Заменяя чужих на своих - родственников.
Мужчина был крепок, жены не жаловались и родственников хватало. Особенно сыновей. Старший Джалаль ад Дин получил - Газни и область Герата. А погодкам Гияс ад Дину и Рукн ад Дину (Гурсанджи) достались соответственно Керман и Персидский Ирак. Завоеванные недавно.
В семье Рукн ад Дин считался юношей смышленым и добрым. Его влекли книги, которые он не только читал, но и переписывал. Почерком красивым как и все в его жизни. Слуги ценили юношу за щедрость, мудрые за справедливость, а все вместе за красоту.
Насави:
Из всех сыновей Хорезмшаха, он был наиболее привлекателен
И мы с летописцем не спорим.
Когда подошло время, юношу женили, подобрав невесту под стать. Дочь умелого царедворца, чью красоту затмевала только польза её родителя. Как взрослый мужчина Рукн ад Дин получил наследственный удел - Ирак Персидский. Отправившись туда за тем, зачем был рожден - править.
Небосвод молодости казался безоблачным. Но судьба сколь насмешлива, столь и сердита.
Усмешки рока
Страшное случается не от всесилия случая, а от неуместности страха
К уделу Ала ад Дин Мухаммед прибавил сыну и 30-тысячное войско, способное землю защищать и удерживать. Конная масса состояла из тюрок, появившихся в Ираке после привычного (для него) мятежа.
Не успел юноша вступить в наследственные права, как их оспорили зрелые. Ведь сколько бы уста человека не говорили о добром, его (человека) сердцем владеет зависть.
Упомянутых (тюрок) возглавлял Шараф ад Дин. Проворный евнух, прошедший путь от подателя банных тапок до главы совета.
Амир а маджлиса.
Достигнув Ирака в три перехода, искусный Шараф ад Дин загнал мятежников в ловушку. Их люди достались земле, а они плену.
Эмиров отдали Рукн ад Дину.
Для него решение их судьбы стало вторым (после свадьбы) настоящим поступком, доказавшим что и первый был не зря. Молодой Хорезмиец простил всех князей. И всех же наградил землей, склонный покорять сердца не мечом, но незлобием.
Милость не была ни показной, ни бессильной.
Дальнейшее подтвердит, что Рукн ад Дин являлся действительно человеком кротким. Далеким и от дерзости и от робости. Не любящим свары, но способным на действие.
Сперва татары пришли в землю отца, а затем и во все земли.
Рукн ад Дин отправил посланника, умоляя Хорезмшаха уходить в Ирак под тень тридцати тысяч сабель. Брошенное в дар, войско становилось последней надеждой. Но и ей сбыться, было не суждено
Настигнув тюрок Хорезмшаха в долине Даулетабад - Джэбэ и Субедэй разорвали их голодные волки собаку. Злополучный исход оставил Рукн ад Дина без отца и дома, обратив наследника Вселенной в скитающегося сироту и сиротствующего скитальца.
Из Ирака копыта его коней достигли Кермана, южной окраины Великого Хорезма, отданной брату погодку Гиясу. Тот где-то отсутствовал, укрытый молчанием летописей и пылью дорог. Хотя (злые языки!) называют Гияс ад Дином охочим до вина и женщин.
Что как и все восхваляемое (миром) - пагубно.
Собирая войска и налоги, Рукн ад Дин оставался в Кермане девять месяцев, пока женщины успели родить, а татарские следы высохнуть. Дома ждали мятежники и еретики (исмаилиты!), что всегда (почти) одно и то же. Ибо хоть и не каждый мятежник - еретик, но каждый еретик - мятежник.
Волнения начались с Исфахана
Заводилой смуты выступил проходимец Джамал Фараззини.
Беспутный сын бездумного отца, как и он (отец) - человек азербайджанского Атабега Узбека. Поддержанный местным кади и другими бесстыдниками.
Ободренные юностью Царевича и малочисленностью его войска, они встретили их враждебным молчанием. Не уходя с улиц даже когда хорезмийцы двинулись в квартал кади и предали его грабежу.
Сложно сказать позволил ли Рукн ад Дин насилие или оказался бессильным его предотвратить. Но в его жизни оно сыграло роковую роль.
Совпав с другими фатальными событиями.
Битва у Джурджана
На крысу и ворона союзник
В плеяде мусульманских военных вождей, выброшенных наверх экзистенциальной угрозой выделялся Инанч-хан. Герой обороны Бухары, чуть было не отправивший к праотцам Чингисхана. Инанч-хан был одним из немногих кто с монголами не только воевал, но и бил... монголов.
В Бухаре его войско пошло на удачный прорыв. Сумев покинуть город и едва не растоптав (по пути) ханский шатер с обитателем. Грехи земли не превосходят Небесной милости, но иногда откладывают её.
По пути к Джейхуну бухарский гарнизон расстреляли конные лучники. Остатки израненных тысяч загнали в осеннюю реку, где многие утонули, а немногие спаслись. Среди них был и Инанч-хан, вскоре отметившийся в Гургандже, где спас Наследника. Своевременно предупредив Джалаль ад Дина о заговоре спесивых вождей.
Обреченный город они покидали в одно время, одной дорогой, переправившись через Каракумские пустоши. Но если молодой Султан отправился на Восток, то Инанч-хан решил остаться на Западе. Обретя пристанище в многолюдной и хлебной области Наса.
К нему стекались остатки разбитых войск Хорезмшаха, с копотью сожженных дорог на плащах в грязи дорог размытых слезами. С
Силы кипчакского вождя росли, и вскоре он бросил татарам вызов.
Монгольский отряд в несколько сотен головорезов отирался близ крепости Нашджуван не умея преодолеть рва и перепрыгнуть стены.
Отвращая угрозу (от себя) местный владетель сообщил проклятым расположение Инанч-хана. Куда они на свою погибель отправились.
Постоянство побед придавало конюхам беспечность, чем хорезмийцы воспользовались. Бухарский военачальник не показал себя выдающимся полководцем, но и татары в тот день были посредственны.
Отряды не разлетались, чтобы собраться и ударить в неожиданном месте, осыпая противника острым дождем. Вместо этого они искали счастья в прямой конной сшибке, где рослые мусульмане на сильных конях всегда оказывались сильнее.
Рассеченный надвое монгольский строй показал спину, куда преследователи разили его копьями. Ахалтекинцы сбивали невысоких коньков, без разбору вытаптывая и их и всадников. Выброшенные из ножен сабли потускнели и чей меч не краснел от крови, того лицо краснело от стыда. Впрочем (в тот день) стыдящихся не было.
Не удовольствовавшись неполной победой, Инанч-хан настиг жалкие остатки татар у самой крепости Нашджуван. Где они лизали камни, умоляя впустить внутрь и спасти от гнева.
Благоразумный раис Абдул-Фатих ворот не открыл, наблюдая со стен как грабителей рубят мечами и топят во рвах. Ярости победителей не смягчила и ночь. Спрятавшихся татар вытаскивали из укрытий и безжалостно умерщвляли. Воздавая разом за всё.
Нашджуван осадили тут же и его скорое падение увенчала гибель раиса. Абдул-Фатиха обвинили в сговоре с врагом и предали лютой казни. По хорезмийскому обычаю сдавливая в тисках до смерти. Подобной казнью баловался Джалаль ад Дин и прочие. И кто знает быть может из-за этого - та империя рухнула.
Иные обычаи слишком злы, чтобы им позволять оставаться.
Победа упрочила положение предводителя, позволив собирать харадж (земельный налог) и поднять знамена. Под них стекались беглецы из тех чьи имена спасают жизнь от нехватки смелости, а Вселенную от бесплодия смысла. Илтадж и Тегин малики, амир Кочидек, ал-хадим Рафик и Бекшан Ханкиши. Все жили одним котлом и единой целью.
Знамена двинулись на Сабзавар, перепутье между Нишапуром и Реем, где правил Илчи-Пахлаван. Человек султана Джалаль ад Дина, уже потерпевшего поражение на Инде и скрывающегося от монголов за ним.
Разгромив Илчи, Инанч-хан расширил влияние на очередную область, прикрывая Рукн ад Дина и его вотчину - Персидский Ирак.
Все бы хорошо, если бы не события в Мерве, откуда восставшие мусульмане ходили на Бухару. Где их разбили заставив бежать на Запад и отправив карательный отряд по следам. К Инанч-хану явился эмир Куш-Тегин Пахлаван и батыр Саркангу.
А монголов вел старый знакомый - нойон Карача.
Битва состоялась на обширном пространстве Джурджана, где ярость мусульман и хитрость монголов смогли развернуться.
Карача выбрал холм, открывающий всё взору который умеет смотреть и уму который желает думать. Позволив передовому отряду (хашару) схлестнуться с мусульманами, он дождался когда их вожди сгрудятся в рубке, а пыль от копыт закроет чужих от своих.
Сохранив управление, Нойон посылал тысячи стрелков слева и справа, превратив битву в охоту, а войска противника в кабана. Монголы безнаказанно расстреливали чужих и своих (в хашаре своих не бывает), а когда кони мусульман обезножили - ринулись в завершающую атаку.
Славные эмиры Кочидек и Саркангу радость Вселенной и ее надежда погибли. Врагу достались их доспехи и кони, но не их чести! Потому что дерущийся до конца, ее не теряет.
Инанч-хан, Куш-Тегин и другие смельчаки рассеялись. Пути их с тех пор разошлись. Как и судьбы. Связанные с несчастными сыновьями злосчастного султана.
Одного из которых с падением Насы, от татар не защищало ничто. И никто.
Встань на колени
Готовый унижать лучше согласного унижаться
В Исфахане у Рукн ад Дина не заладилось. Оборванные войска разбрелись по городу, привычным способом добывая пропитание и тепло. Они (люди султана) еще не поняли, что их поражения изменили всё. И где раньше усталость (от них) выражалась вздохом, теперь её проявлял удар.
И удар расчетливый..
Жители устали. От бесконечных царей с бесчисленными запросами и нескончаемыми поборами. Податей и призывов. Волнений и страхов. Стуков в дверь и окриков на улице. Беззастенчивости подлецов и вседозволенности наглых. Защищающих от того, что творят сами. Хорезмийцы грабили так, что татарского грабежа никто не боялся.
Терпение лопнуло.
Дождавшись пока люди Рукн ад Дина разбредутся по улицам и базарам, исфаханцы заперли врата и стали резать. Все напоминающие (хотя и отчасти) султанского человека - погибли. Спасся сам Царевич и его люди вне врат, по тем или иным причинам отказавшиеся грабить.
Нет ничего благоразумнее, чем отказ совершать преступление.
Недорезанные ушли в Рей. Вторую столицу иракской Персии, где не покладая рук трудились исмаилитские проповедники. Подговаривающие на бунт и подбивающие к непокорству. Покончив с ними как молодой лев с выводком гиен, Царевич остался в городе на два месяца.
Собирая войска, он дождался брата и... татар.
Объявившийся из ниоткуда Гияс получил от него помощь и остался в Рее.
Но в одном сундуке не хранят два алмаза, потому сам Рукн ад Дин укрылся в крепости Устунавад. Считавшейся неприступной оттого, что раньше ее не брали. Хотя по-настоящему никто и не брался.
Татары простояли внизу шесть месяцев, дождавшись когда бдительность стражи ослабнет, а в укреплении обнаружится изъян. Кто-то из внимательных обнаружил в стене расщелину заросшую травой.
Проклятые набили железных кольев, по которым и взобрались ночью.
Стражу перерезали одномоментно и пробудившись Рукн ад Дин увидел своих людей растерянными, а свой дом окруженным.
Знатного пленника представили нойонам с похожими именами Таймас и Тайнал. Загодя юношу провели перед безродными псами. Как делают люди, которым чужое смущение и своя подлость милы.
Почему на тебя лают собаки?
В тебе что-то не так?
Обратился с обычным вопросом Тайнал
Было бы не так, если бы я лаял на собак.
А про их лай, у них и спрашивай.
Отвечал Царевич, не отводя глаз и не перехватывая руки.
Второй нойон был проще
Встань на колени.
Будешь жить.
Предложив то, на что мужчина отвечает ножом или (когда ножа нет) молчанием. Которое ножа сильнее.
Убедившись, что унизить Царевича не удастся, нойоны его (и всех его людей) умертвили. Готовый умереть - умирает единожды, согласный унижаться мертв всегда. Весть о гибели Рукн ад Дина облетела Ирак, заставив сердца трепетать, а колени сгибаться.
Одним из сломавшихся стал мятежник Джамал. В знак покорности согласившийся облачиться в татарские одежды и явиться к татарам в них.
Как друг...
Так (примерно) и сказали Джамалу нойоны. Добавив, что одна из них заключается в необходимости умереть, когда хозяин этого хочет.
После чего Джамала убили и стоила ли краткая жизнь унижений и была ли она жизнью... Смерть рядится в чужие одежды, оттого поганку не отличишь от лисички, а Дед Мороз так походит на Санта Клауса. Один из которых действительно существует, и уж на Руси ли его не знать...
Впрочем, кто существует (и как) читатель пусть думает сам.
Верные люди предали Царевича земле. Жалкий мир продолжал обращаться в пыль без него. Без человека не вставшего на колени.
Без Человека.
Он умер молодым (очень!) но успел пожить. Как успевает свободный и не успевает раб. Сколько бы раб ни прожил.
Но как же хорошо быть смелым, как же хорошо быть сильным.
Как же хорошо быть.
Подписывайтесь на канал! Продолжение ЗДЕСЬ
Поддержать проект:
Мобильный банк 7 903 383 28 31 (Сбер, Киви)
Яндекс деньги 410011870193415
Карта 2202 2036 5104 0489
BTC - bc1qmtljd5u4h2j5gvcv72p5daj764nqk73f90gl3w
ETH - 0x2C14a05Bc098b8451c34d31B3fB5299a658375Dc
LTC - MNNMeS859dz2mVfUuHuYf3Z8j78xUB7VmU
DASH - Xo7nCW1N76K4x7s1knmiNtb3PCYX5KkvaC
ZEC - t1fmb1kL1jbana1XrGgJwoErQ35vtyzQ53u