Когда происходит агрессия, людям причиняется ущерб. В этом суть агрессии, ее непосредственное проявление и результат. А ущерб, в свою очередь, происходит в результате любого воздействия, на которое люди не давали своего согласия. Вы толкнули кого-то, проходя мимо – человек получил ущерб. Вы оскорбили кого-то – вы нанесли человеку ущерб. Вы разыграли сложную манипуляцию, чтобы получить от человека эмоции, похожие на любовные чувства, но сами не любите этого человека и не заботитесь о его благополучии – вы наносите человеку ущерб.
Экологичные отношения между людьми строятся так, чтобы максимальным образом этого ущерба можно было избежать. Для этого люди заключают сделки, общественные договоры. Этикет и вообще правила поведения – наиболее очевидный пример подобного договора. Вы наступили кому-то на ногу, затем извинились – это сделка. Вы хотите поддерживать с человеком общение и ведете себя приветливо и дружелюбно – это сделка. Вы строите с человеком дружеские или любовные отношения и проявляете к человеку внимание, заботитесь о его душевном комфорте, знаете и учитываете его личностные особенности – это сделка.
Отношения и любые другие межличностные взаимодействия, в которых нет места агрессии, всегда основаны на таких сделках – то есть человек вкладывает в эти отношения ровно столько, сколько получает, всегда готов заплатить необходимую цену и не торгуется. В таких отношениях один человек признает ценность другого человека, равную ценности самого себя, поэтому никогда не пытается взять что-то даром.
Агрессор же, как мы понимаем, ставит себя намного выше других и поэтому считает, что все блага, которые можно получить от взаимодействия с другими людьми, он должен получать бесплатно. Ему не хочется тратить душевные силы, чтобы совершить с вами взаимовыгодный обмен. Поэтому, допустим, он будет хамить, лезть без очереди, обгонять вас по обочине и т. д.
Он будет манипулировать, шантажировать, угрожать, чтобы добиться вашего постоянного присутствия в своей жизни, но не будет тратить себя на выражение любви, которая могла бы вас по-настоящему удержать. Это такой коллекционер из одноименного романа Джона Фаулза, который прячет свое сокровище в клетку, мало заботясь о том, что сокровище является живым человеком.
Агрессору совершенно не лень придумывать множество оправданий для своей агрессии, изобретать сложные схемы, позволяющие делать вид, что никакой агрессии и вовсе не было, плести хитрые силки, чтобы привлекать к себе и удерживать рядом все больше и больше людей, обманывать, лицемерить, «покупать» любовь или брать ее силой. Он вообще невероятно трудоспособен, ему ничего не лень, кроме одного – заключать общественные сделки и экологично платить за полученное.
Но, понятно, законы Вселенной так не работают, и наш физический мир настаивает на необходимости противодействия в ответ на любое действие. Поэтому, как только агрессор совершает акт агрессии, он тут же, моментально и автоматически, сам заключает сделку, сам в нее вступает.
Эта сделка заключается в том, что каждый акт агрессии автоматически предусматривает возникновение ответственности за нее, то есть необходимость справедливого возмездия. Если возмездие происходит, и агрессор несет наказание или подвергается порицанию, сделка закрывается – счет оплачен. Если агрессор уходит от ответственности, он, конечно, ничего не платит, но счет за ним остается – сделка открыта, и призвать к ответственности его можно в любой момент.