Найти в Дзене
Пограничный контроль

Тот, кто нас бережет. Сериал «Стража»

Заканчивается январь, а значит, подходят к концу обзоры сказочных и фантастических сериалов, о которых я рассказывала в первые зимние месяцы. Британский фэнтезийный сериал «Стража», созданный по мотивам серии сатирических романов Терри Пратчетта о Плоском мире, замыкает линию историй о тайных охранниках мира, рассказанных в сериалах «Министерство времени» и «Красная дверь».

Только на этот раз речь идет не о таинственных пришельцах из другого времени и не о детективах-призраках, а в общем-то, о совершенно обычной городской страже, своего рода патрульных полицейских, которые есть в любом городе. Необыкновенной эту стражу делает два обстоятельства. Во-первых, работает она в Анк-Морпорке – главном городе причудливого мира, где действует магия и живут, помимо людей, всевозможные гномы, тролли, оборотни и прочие сказочные существа.

Во-вторых, в страже тут, по сути, нет никакой необходимости – любой, кто хочет совершить преступление, может сделать это совершенно безнаказанно и официально, купив лицензию в той или иной преступной гильдии. Городской гвардии не остается ничего другого, кроме того, чтобы ловить тех немногих, кто действует без лицензии, да околачиваться в своем участке, обсуждая городские новости. Тем не менее, находятся среди гвардейцев те, кто довольствоваться этим не желает и хочет по-настоящему бороться со злом, и тут-то все и начинается.

Сериал, вышедший в 2021 году, как пишут в различных источниках, был задуман еще в 2011 году при жизни Терри Пратчетта. С тех пор концепция сериала несколько раз менялась, а то, что получилось в итоге, подверглось жесткой критике поклонников историй о Плоском мире и Анк-Морпорке. Создателей сериала нещадно ругали за все – и за подбор актеров, мало соответствующих описанным в книгах образам персонажей, и за стимпанковскую и просто панковскую эстетику, и за искажения сюжетных линий книг из цикла «Городская стража», которые и были экранизированы. Видимо, поэтому после выхода первого сезона разговоры о втором, сначала довольно бурно ведущиеся, сейчас несколько поутихли, и будет ли он, пока неизвестно.

Лично я, конечно, сильно сомневаюсь, что создатели сериала намеренно затянули его выход, чтобы Терри Пратчетт не смог его увидеть и послать на их головы карающий огонь. Как показал опыт предыдущих экранизаций романов фантаста, включая его совместное с Нилом Гейманом творение «Благие знамения», описанная им реальность настолько пластична, что поддается практически любой визуализации, на которую только могут вдохновиться режиссеры. Кроме того, уникальное чувство юмора Пратчетта, которое и позволило ему написать более 40 книг только про Плоский мир, не считая других, как мне кажется, помогло бы ему не только принять практически любую экранизацию своего творчества, но и искренне ей порадоваться и даже восхититься.

Потому что на самом деле у сериала «Стража» множество достоинств. Прежде всего то, что он, как думаю, и был специально снят так, чтобы удовольствие от него получили и те, кто книг совсем не читал или читал далеко не все (как я). Во-вторых, он очень необычно и притягательно сделан и с точки зрения визуальной эстетики и эффектов, и с точки зрения сюжетных ходов и взаимодействия персонажей. В-третьих, кто бы что ни говорил, он отлично передает дух описанного Пратчеттом Анк-Морпорка и его окрестностей и сохраняет главное – острую и весьма злободневную социальную сатиру, безжалостно высмеивающую все пороки и недостатки самого что ни на есть настоящего реального мира.

Все тут на месте – ограниченность и осмотрительность власть предержащих, граничащие с тупостью и трусостью, отчаянная социальная несправедливость и неравенство, общество, погрязшее в невежестве, ксенофобии и стереотипном мышлении, высокомерие тех, кому повезло родиться в «верхах» и смиренная покорность выходцев из «низов», бандиты, диктующие порядочным людям правила поведения и многое другое. Каждый поворот этого сказочного сюжета окатывает зрителя волной узнавания – уж слишком этот мир похож на тот, где мы живем сами.

Отличается же он все-таки тем, что в нем действуют самые настоящие герои, те, кто, по идее, и должен нас всех беречь от зла и несправедливости – то есть гвардейцы той самой стражи во главе с немного уставшим от жизни, но по-прежнему бравым капитаном Сэмюэлем Ваймсом. Все они, хотя и очень разные и претерпевающие различные личностные кризисы и проблемы, пусть и не слишком порой хитроумны и изобретательны, но бесконечно храбры, порядочны и честны.

А это, как выясняется, дорогого стоит в мире, где зло покупается по лицензии, а добро боится нос высунуть из дома. Порой, чтоб начать подтачивать и расшатывать самую прочную башню зла, достаточно даже одного безрассудного и неподкупного храбреца, который просто не умеет приспосабливаться и лгать. В сказочном мире Пратчетта это отлично работает, и есть все основания предполагать, что заработает и в нашем.