Когда из науки уходит живая дискуссия и остаётся лишь цитирование некогда великих её теоретиков, она превращается в догму. К сожалению, ввиду многих обстоятельств эта судьба постигла и марксизм. Современные деятели левого политического фланга занимаются чем угодно, кроме попытки актуализировать теорию должным образом. Бесконечные бессмысленные акции, сборы донатов, постройка протопартийных структур – всё это в конечном счёте ни к чему не приведёт, если не нанизывать эти бусинки на нить теории, которая только одна и может стать путеводителем в грядущих бурях.
Естественно, с началом СВО многие левые блоггеры обратились к трудам классиков, дабы увидеть там алгоритм действий. Сдули пыль с томиков Ленина, посвящённых Первой мировой войне. Даже не поставили вопрос – а империалистическое ли это противостояние? Все лишь сослались на то, что тогда был капитализм и сейчас капитализм, значит фундаментальных различий нет и можно действовать также, как большевики действовали сто лет назад. И это большая ошибка.
Ленин исходил из понимания того, что империализм есть высшая стадия развития капитализма. Он убедительно доказывал это в своей работе, определил империализм в качестве кануна социалистической революции и в этом был полностью прав. Так и современные левые исходят из понимания того, что из штанов империализма капитализм выпрыгнуть никак не может, отказываясь проанализировать реальность последних 80 лет, чтобы понять – капитализм действительно изменился. Настала эпоха ультраимпериализма, и мы живём в период его постепенного отката к классическому империализму.
Термин «ультраимпериализм» внутри марксистского дискурса был дискредитирован Карлом Каутским, которого Ленин справедливо критиковал. У нас выходил более подробный материал на эту тему. Всё из-за того, что Каутский сформулировал такой подход к ультраимпериализму, который исключал народную борьбу. Процитируем самих себя:
«Если вкратце, то подход Каутского заключался в том, что рано или поздно из-за распрей внутри буржуазных стран образуется одно государство, которое сможет навязать свою волю всему миру. Постепенно подавляя субъектную волю других буржуазий, ультраимпериалистическая буржуазия этой страны рано или поздно станет полновластным гегемоном и у неё не останется сопротивления. Будет образован единый центр буржуазного мира, и рано или поздно противоречия внутри капитализма перейдут на принципиально новый уровень. Постепенно, со снижением конкуренции, буржуазия сама начнёт строить новый мир по социалистическому пути развития, и потому вести борьбу против класса эксплуататоров бессмысленно и даже вредно».
Ленин уничтожил такой подход в работе «Пролетарская революция и ренегат Каутский». И действительно, на тактической перспективе Ильич оказался прав. Но он не мог точно спрогнозировать развитие буржуазного мира на десятилетия вперёд и увидеть, что весь капиталистический блок однажды окажется под пятой одного государства – США. Необходимо понимать, что многие действия советского правительства, особенно первых годов правления, во многом исходили из импровизации. Так или иначе, согласно теории, большевики ожидали дальнейшего прорыва цепи буржуазных государств и постепенного распространения революции на другие народы, участвовавшие в империалистической бойне. Потому Ленин даже не рассматривал вопрос того, как поведёт себя буржуазный мир, когда ему будет противостоять социалистическое государство.
После Второй Мировой войны, многие буржуазные режимы оказались на грани выживания. СССР продемонстрировал свою экономическую и военную мощь, а внутри Франции, Великобритании и прочих мастодонтов капитализма нарастали социалистические тенденции. Тогда из-за океана пришёл добродушный Дядя Сэм, который мог обеспечить экономическое восстановление Европы и других стран, а также военную мощь, сопоставимую с мощью СССР. Буржуазия любой страны стремится пожрать внутренний рынок и после этого захватывать соседние. Сама сущность капитализма призывает к тому, чтобы используя политические и экономические инструменты, например, таможенную политику, оберегать внутренних буржуа, дать им вырасти, сделать конкурентоспособными по отношению к другим капиталистическим хищникам. Но в этом случае приоритеты изменились.
Полнейшая зависимость от США и их буржуазии стала единственным способом для буржуазии французской, английской, немецкой и так далее сохранить своё привилегированное положение. Тут вопрос выживания и амбиций – и буржуазный мир выбрал выживание. Классовый оппонент в лице СССР стал хорошим поводом к созданию блока НАТО, который до сих пор является инструментом во внешней политике США по контролю миропорядка. Эпоха ультраимпериализма настала.
Однако она совсем не похожа на то, что представлял Каутский. Капитализм всегда приводит к росту противоречий. Центр высасывает ресурсы из периферии, создавая неравномерное производство и распределение. Без этого капитализм существовать не может. Потому и положение, которое философ Фукуяма назвал «концом истории», на самом деле крайне недолговечно. Глобализм по-американски, или говоря проще – ультраимпериализм, после развала СССР и полного своего торжества по всей планете достаточно скоро столкнулся с проблемами внутреннего развития. Из-за отсутствия внешнего врага для буржуазного мира в лице СССР национальные буржуазии разных стран отчётливо поняли, что диктат США им более не нужен. Они выживут и сами. Более того, им нужно удовлетворять свои аппетиты, идти и в противостояние с ультраимпериалистическими интересами Штатов.
Уже в 1990-е в Европе пошли разговоры о том, что надо бы организовать отдельные войсковые части и отказаться от НАТО. Уже тогда стало понятно, что устойчивость ультраимпериализма находится под большим сомнением. Однако нельзя отрицать, что ультраимпериализм отличается от классического империализма. Крупные буржуазные страны не воюют друг с другом, рынки сбыта и производственные мощности в основном контролируются узкими группировками людей, национальные интересы отдельных государств подчинены общей воле ультраимпериалиста. Никогда в истории такого положения не складывалось – даже в период доминирования Британской Империи, она не имела столь широкой вариативности в вопросах продвижения своих интересов, сколько сегодня имеют США.
Ультраимпериализм серьёзно изменил баланс сил и классовую расстановку внутри обществ, сделав из национальных капиталистов лишь проводников интересов американской буржуазии. В этом отношении и говорить о классических империалистических конфликтах не приходится – даже СВО в конечном счёте идёт против интересов компрадорской сырьевой российской буржуазии. В действительности, в мире ультраимпериализма все социальные сдвиги, происходящие на периферии, имеют стремящееся к нулю значения, так как любой запал народной энергии быстро оказывается осёдлан специалистами ЦРУ, которые используют сложившуюся в том или ином государстве революционную ситуацию себе на пользу. Сами же США исключили возможность коренных социальных протестов внутри себя, построив полицейское государство, которого ранее свет не видывал. Плюс разработка и распространение максимально атомизирующей пролетариат идеологии стали новейшим орудием в деле сохранения господства американской буржуазии. Никогда народ не был так сильно разобщён, как сегодня, не взирая на интернет, который также во многом контролируется правящим классом США.
Внутренние противоречия капитализма, среди которых неравномерное развитие производства и ещё более неравномерное распределение мировых благ, приводит к постепенному перегреванию всей системы. Ей пытаются воспользоваться различные политические силы, потому как любой кризис – возможность сменить своё положение в мировой иерархии. Когда Ленин формулировал мысль о том, что «империализм – есть высшая стадия развития капитализма», на тот момент времени он был прав. Собственно, он и сам говорил, что его анализ относится конкретно к началу 20 века. Современные же левые видят, как национальные буржуазии периферии расшатывают ультраимпериалистическую систему, и принимают этот процесс за классическое империалистическое противостояние. Потому и их действия, которые зачастую прямо направлены против конкретно своей буржуазии, играют на руку американскому ультраимпериализму, даже если они того не понимают.
Ленин абсолютно прав в том, что именно империализм есть канун социалистической революции. В рамках ультраимпериализма провести какие-либо серьёзные изменения в социальной реальности попросту невозможно, потому что они будут подавлены тем самым ультраимпериалистом, который рассматривает весь мир, как сырьевую и интеллектуальную базу. Классический же империализм приводит к столкновению держав между собой, к более агрессивной политике национальных буржуазий. Тем самым он запускает заржавевшие шестерни капиталистического монстра, которые приводят к росту социального напряжения. И лишь в отсутствии вездесущего ультраимпериалиста это напряжение может быть использовано прогрессивными силами человечества для его освобождения.
Значит ли это, что необходимо солидаризоваться с национальной буржуазией и помогать ей играть против американского ультраимпериализма? Конечно же, нет. У марксистов сейчас и без того много работы. Так как мы находимся в стадии отката от ультраимпериализма к империализму, то необходимо готовится к этому периоду, который и станет полем борьбы сил революции и сил реакции. В некотором роде мы находимся в том же положении, что находилось левое движение в 1870-1880-х годах. И перед нами вновь встают те же вопросы, что вставали перед Плехановым и Лениным – разработка актуальной теории, решительное размежевание с непонимающими мировых процессов псевдомарксистами, создание единого вещательного органа и построение вокруг него партийной организации, отвечающей вызовам времени. Именно в таком порядке.
Опираться на опыт предшественников необходимо, но всегда следует соотносить сказанное и написанное ими с окружающей действительностью, дабы исправлять неточности и устаревшие моменты. К сожалению, большинство так называемых левых просветителей не видят необходимости в новом подходе к теории, рассуждая с позиции о том, что «капитализм 100 лет назад и капитализм сегодня – это одно и тоже». Но такой подход приводит их в лагерь прямо противоположный тому, который они защищают на словах. От ошибок в теории практические действия играют на руку нашим общим классовым врагам, о чём забывать не следует.
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Для желающих поддержать нашу регулярную работу:
Сбербанк: 2202 2068 9573 4429