330,9K подписчиков

Трое "На краю бездны". О "прелестях" брака через замочную скважину

739 прочитали

- Что такое радость?
- Не знаю...

В этом суть унылого диалога, с которого начинается первый раунд спектакля "На краю бездны". Общаются муж и жена, сидя в небольшой и не слишком уютной комнате наверху башни. За окном неумолчно плещут холодные морские волны, льет дождь. Беспросветность.

Кадр из телеспектакля "На краю бездны" (1982)
Кадр из телеспектакля "На краю бездны" (1982)

Это экранизация пьесы Фридриха Йозефа Дюрренматта - классика швейцарской литературы XX века. Писатель не был склонен к легкомысленным формам. Его романы, повести и рассказы сродни притчам, заставляющим думать, анализировать человеческие слабости и поступки, вызванные теми низменными, потаенными глубинами душ, которые люди предпочитают прятать.

Кадр из телеспектакля "На краю бездны" (1982)
Кадр из телеспектакля "На краю бездны" (1982)

Но в браке, столь долгом, как у Алисы и Эдгара, не осталось тайн друг от друга. Каждый трезво оценивает партнера, с которым делит кров и пищу вот уже много лет. Кажется, что целую жизнь. Они ненавидят друг друга? Да, пожалуй, но всё равно живут вместе... Они связаны, они - на ринге. Их диалоги похожи на бой боксеров - Дюрренматт не зря назвал сцены своей пьесы "Играем Стриндберга" раундами.

Кадр из телеспектакля "На краю бездны" (1982)
Кадр из телеспектакля "На краю бездны" (1982)

Предысторию постановки вам расскажут в самом начале те, кто ее создал, - актеры театра им. Ермоловой. В телеспектакле всего три действующих лица. Мужские роли исполняют народные артисты СССР Иван Иванович Соловьев и Владимир Алексеевич Андреев, женскую партию блестяще ведет заслуженная артистка РФ Ольга Георгиевна Фомичева.

Ритм всего повествования выдержан идеально. Обнаженность чувств героев порой обескураживает. Поэтому складывается ощущение подглядывания за героями, ведь в реальной жизни люди прячут от посторонних глаз внутреннюю жизнь семьи, как это пытаются делать сперва Алиса и Эдгар.

Легкого просмотра не будет. Вещь эмоционально трудная, но сыграна как раз на том уровне, что всегда заставляет нас, зрителей, горевать об ушедшем поколении артистов. Финальный раунд, надо сказать, оказывается весьма неожиданным и заставляет лихорадочно переосмысливать увиденное совсем в другом ключе.

Другие советские спектакли по произведениям Ф.Дюрренматта:

"Последнее дело комиссара Берлаха" - история не для слабонервных
Советское телевидение
5 мая 2020