Найти в Дзене
Культурология для всех

Перечитала “Горе от ума”, я в шоке

Добрый день! Сегодня хочу поделиться с вами открытиями, которые я сделала, перечитывая бессмертное произведение Александра Грибоедова “Горе от ума”. Не скажу, что у меня был серьезный повод снова взять в руки книжку из школьной программы.

Дело в том, что у моего мужа канал на Ютуб, где он выкладывает прочитанные им, т.е. авторские (в соответствии с законом об авторском праве), произведения школьной программы. “Горе от ума” - это, как вы знаете, пьеса, в ней есть женские действующие лица, потому я была рекрутирована супругом для этих целей. А поскольку язык в произведении несовременный, то мне пришлось сначала перечитать и разобраться, что говорят персонажи.

Оказалось, что судя по авторскому тексту Грибоедова, это вовсе не то произведение, которое мы проходили в школе, и которое обычно ставят в театре и в кино. Нам-то рассказывали, что пьеса о том, как прогрессивный в своих взглядах Чацкий, разбивает в пух и прах консервативное и закостенелое аристократическое московское общество. Однако, произведение этого Александра Сергеевича, как и любое другое великое творение, имеет множество смыслов (и пусть в меня опять полетят “тухлые помидоры”!). Именно поэтому оно и бессмертное. Я современная, живущая в России XXI века, увидела совсем не то, что когда-то в 80-е гг. узнала советская школьница.

Первое, что бросилось в глаза, это образ Фамусова. Вы же помните, что его обычно изображают сильно недалеким чиновником, которому кроме общественного мнения ничего не интересно. В этом есть только доля правды.

Фамусов действительно московский чиновник, причем, не из мелких. Он, правда, переживает за то, что о нем скажут. Не любит книги, как символ чего-то нового, каких-то изменений, которые, по его мнению только к худшему. Но персонаж совсем не дурак.

Фамусов экономный. Его жена умерла несколько лет назад, но он все еще носит траур, в связи с чем не проводит шикарных балов. О чем София говорит Скалозубу: “Мы в трауре, так балу дать нельзя.” И хотя их вечернее сборище все же именуется Грибоедовым балом, но, вероятно, тусовка все же, не того класса, который может себе позволить московский чиновник такого уровня.

-2

Пожалуй, единственное слабое место Фамусова - обожаемая дочь, которой прощается все: и книги, и иностранные модные веяния, и, застигнутый почти в спальне, Молчалин. Папа подбирает ей партию с тем расчетом, чтобы муж был и с чином, и богат. Ведь тогда она сможет быть уважаемой в свете, устраивать балы и ни в чем не нуждаться.

Кстати, Скалозуб, которого папа ей выбрал, вовсе не просто солдафон. Служанка Софии - Лиза опасается, что он может поднять насмех. Значит, можно предположить, что тот известен своим юмором. Пусть и специфическим, но для него нужны мозги, как это ни странно.

Мне кажется, Фамусов чем-то похож на нынешнего московского градоначальника Собянина. Такой основательный, серьезный, консервативный, внимательно изучающий изменения “главной” политической линии. К нему можно по-разному относиться, но он явно не идиот.

Софию мы с вами привыкли воспринимать ветреной московской кокеткой, которой все равно в кого влюбляться: Чацкий или Молчалин. Но давайте рассмотрим ситуацию, в которой девушка оказалась. Она живет в доме отца, вокруг нее либо слуги, либо родственники, потому что Фамусов пристраивает на службу около себя всех возможных своих племянников и своячников. Один чужой человек - Молчалин.

Чацкий, в которого София была влюблена, отправился на три года путешествовать, т.е. он предпочел новые земли ее обществу, а попросту говоря - бросил, предал. Она погоревала-погоревала и нашла утешение в единственном возможном варианте - Молчалине. Причем его настоящего София не видит, что-то там напридумывала себе и, как в песне А. Апиной, “Я его слепила из того, что было, А потом что было, то и полюбила.”

-3

Ну, и наконец, Чацкий, которого нам в школе представляли некиим героем, борцом с консерватизмом, со старым миром. Помните, даже сочинение писали по фразе: “И один в поле воин, если он Чацкий”

Вглядитесь в него внимательно: какой это боец! Балаболка!!! Кроме ля-ля-ля, ничего! Да, у него иное мнение чем у всех, и он не боится его высказывать. А толку? Ну, наговорил всем гадостей, испортил с людьми отношения. Дальше что?

Ему не интересно мнение этих людей. Хорошо. Тогда зачем приехал к ним в дом? Хотел пообщаться с родственниками, увидеть Софию. Замечательно. Тогда веди себя прилично. Ты в гостях. Соблюдай законы гостеприимства. Его Фамусов просит помолчать при Скалозубе, так нет: обязательно нужно выпендриться. Но дальше разговоров в гостях дело не идет. Потрепался и поехал домой. Страдать.

Да, и “мужиком-то” Чацкий неважнецким оказался. Когда стал свидетелем того как София ошиблась с Молчалиным, вместо того чтобы успокоить расплакавшуюся юную родственницу, стал клеймить ее и втаптывать в грязь.

И правильно, что она Чацкого разлюбила. А вы что хотели? Он, как сам говорит, развлекался и путешествовал три года где-то, а София тут в четырех стенах сидела. Хотел, чтобы любила тебя? Торчал бы рядом, а не шлялся невесть где! О чем, кстати, героиня и говорит, еще в самом начале: “Ах! если любит кто кого, Зачем ума искать, и ездить так далёко?”

Ну, что? Вы уже готовы кидаться в меня “тухлыми яйцами и гнилыми помидорами” за то, что я разрушаю ваши юношеские представления о литературе? Милости прошу!

Если Вы все еще сомневаетесь в правильности моей точки зрения, то я готова ее доказать на основе фактов из жизни самого А.С. Грибоедова.

Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех

Предыдущие публикации из цикла Перечитка про Р. Киплинга и книгу про Маугли Читая “Маугли”: Кто такие рыжие собаки? и Читая “Маугли”: Что я поняла про индуизм?

В следующей публикации цикла речь пойдет о том, почему я не читаю стихи А. Барто своей дочке.

Другие статьи по культурологии можно выбрать для чтения перейдя на Карту канала