Первенцем сормовского пассажирского судостроения стал однопалубный колёсный пассажирский пароход "Минин". Его построили ещё во времена основателя акционерного общества "Сормово" (в настоящее время завод "Красное Сормово, входит в #ОСК) Дмитрия Бенардаки в 1856 году.
Спустя 15 лет, в 1871 году, произошёл переворот в отечественном товаро-пассажирском речном сообщении - со стапелей верфи сошел первый в России товаро-пассажирский колесный пароход "Переворот" в железном корпусе с двухъярусной надстройкой. На его борту были помещения первого и второго классов с богатой для того времени отделкой и широкой крытой террасой, предназначенной для прогулок. Следом за ним построили ещё два подобных судна: "Дмитрий Бенардаки" и "Миссисипи".
Спустя несколько десятилетий, в 1904 и 1905 годах корабелы построили для общества "Кавказ и Меркурий" колесные грузопассажирские пароходы "Императрица Мария Федоровна" и "Великий князь Александр Михайлович".
Они стали лучшими судами тех лет и образцом для пароходов, строившихся на других предприятиях России.
В 1912 году сормовские корабелы построили самые настоящие плавучие дворцы - пароходы "Баян" и "Витязь". Их интерьер соответствовал этому: салон первого класса был отделан испанскими материалами в стиле ампир, а посреди зала находился аквариум с фонтаном.
Одним из последних дореволюционных пароходов стал легендарный "Н.В. Гоголь". В 2022 году он отправился в свою 111-ю навигацию.
Единственный в России действующий пароход-колёсник "Н.В. Гоголь" – гордость заводской флотилии Центра судоремонта "Звёздочка" (входит в ОСК) завершил навигацию 2022 года с рекордными результатами. В период с мая по сентябрь уникальный пароход выполнил 107 рейсов, во время которых перевез более 12 тысяч пассажиров. Для сравнения: в 2021 году на борту "Н.В. Гоголя" в 83 рейсах побывало 9,5 тысяч человек.
После революции пассажирское судостроение на заводе "Красное Сормово" возобновилось в 1932 году. Первыми заказами стали грузопассажирские суда типа "Память Покровского". Они же стали последними колесными пассажирскими судами, построенными предприятием.
Первенцами новой эпохи судостроения стали четыре пассажирских парохода "Военмор Ворошилов", "Михаил Ошвинцев", "Иван Кабаков" и "Товарищ Постышев" для линии Горький - Астрахань.
Отдельно следует упомянуть специальный заказ, созданный по проекту военно-технического отдела ОПТУ НКВОД как личный теплоход для И.В. Сталина. Для нового судна использовали энергетическую установку от подлодки серии "Декабрист", а для отделки использовалось 17 пород дерева. В разные годы на его борту отдыхали первые лица ЦК КПСС: Берия, Каганович, Микоян, Молотов, Хрущев и Брежнев.
С началом строительства канала Москва - Волга предприятие приступило к выполнению особой задачи - постройки судов и катеров для будущего канала. Новые суда, в особенности катера, отличались от всех, которые были построены не только на "Красном Сормово", но и на других предприятиях страны.
Катера имели обтекаемую форму корпуса и открытую кормовую часть. Их назвали в честь первые героев Советского Союза. Особенностью управления стало то, что оно было централизовано - из штурвальной рубки по электроконтактной системе.
В 1957 году от причала Горьковского речного вокзала под аплодисменты провожающих отправилось в первый пассажирский рейс в Казань 66-местное пассажирское судно на подводных крыльях "Ракета", созданное коллективом экспериментального цеха завода "Красное Сормово" под руководством главного конструктора Ростислава Алексеева. Во время первого пассажирского рейса "Ракеты" за штурвалом посменно находились прославленный лётчик Герой Советского Союза Михаил Девятаев и капитан Виктор Полуэктов.
По пути "Ракета", мчавшаяся со скоростью до 70 км/ч, обогнала почти все пассажирские суда, вышедшие из Горького в предыдущие сутки. В ходе рейса расстояние в 420 километров от Горького до Казани было пройдено за семь часов.
Вершиной пассажирского судостроения в XX веке стали два дизель-электрохода "Ленин" и "Советский Союз", построенных в 1958 и 1959 годах. Они полностью перевернули представление о комфорте и скорости путешествий по реке.
Работы по проектированию судов начались в 30-е годы, но помешала война. К этой идее вернулись только в 50-е. После переработки проекта под современные требования началась постройка судов. Строительство велось в сложных условиях. Специалистам не хватало опыта, а многие технологии отрабатывались непосредственно в процессе строительства.
На каждом лайнере стояло по три дизель-генератора мощностью 900 лошадиных сил, помещения размещались на пяти ярусах, беспрецедентной была пассажировместимость - 440 человек, пассажирские каюты впервые оборудовали системой кондиционирования, на борту разместили киноконцертный зал и ресторан.
Сегодня, в XXI веке, нижегородские корабелы возродили постройку круизного флота: лайнер "Мустай Карим" стал первым за 60 лет пассажирским судном, построенным на отечественной верфи - он стал своеобразным символом возрождения круизной отрасли России.
Теплоход соответствует уровню пятизвездочного отеля и спроектирован по типу "плавучей гостиницы". На борту располагаются каюты различных категорий, два ресторана, панорамные бары, конференц-зал, винная библиотека, большая солнечная палуба и даже спортивно-оздоровительный комплекс со SPA-салоном. Также лайнер оснащён каютой для людей с ограниченными возможностями со специальной санитарной кабиной.
В ближайшие годы нижегородские корабелы построят три круизных судна проекта "Карелия", разработанных КБ "Вымпел" (входит в ОСК).
Суда класса "река-море" будут курсировать в зоне Азовского, Черного, Средиземного, Каспийского, Балтийского и Белого морей, а также по внутренним водным путям.
На борту каждого теплохода может разместится до 300 пассажиров. Длина судов составит 135 метров, ширина — 16,6 метров. Энергетическая установка будет состоять из трех дизелей по 1250 кВт каждый, винто-рулевых колонок и подруливающих устройств. Скорость судна — 22 км/час.
Выбор завода в качестве исполнителя заказа свидетельствует о высокой оценке качества работы нижегородских корабелов.
#USC #Судостроение #Флот #СтроимФлотСильнойСтраны #КрасноеСормово
Не забывайте подписываться на наш Телеграм-канал, чтобы следить за событиями судостроительной отрасли в режиме онлайн.