Найти тему
Статьи
2 прочтения · 1 день назад
Вимперг (от немецкого Wimperg от Windberg — защита от ветра или немецкого Wimper — ресница) — декоративный архитектурный элемент в средневековой западноевропейской архитектуре — высокий треугольный фронтон над порталом или оконным проёмом. Вимперг подчёркивает вертикальность и остроконечные формы, характерные для готического стиля, стремящегося передать чувство возвышенности и духовности. Вимперги часто украшаются резными деталями, такими как крестоцветы, растительные орнаменты или горгульи, добавляя ещё больше выразительности архитектурному образу.
9 прочтений · 4 дня назад
Степан Полубес — легенда изразцового искусства Москвы
Изразцы — яркие плитки, украшавшие русскую архитектуру XVII века. Степан Полубес, белорусский мастер, привез эту технологию в Москву, внес новшества в орнаменты и цветовую палитру. Его работы стали символом русского узорочья и декоративной керамики в целом. Изразцы — это керамические плитки, покрытые глазурью, с декоративными узорами, активно использовавшиеся в русской архитектуре. Изразцы создавались с помощью нанесения красок, содержащих оксиды металлов, на керамическую поверхность, после чего они обжигались...
15 прочтений · 1 неделю назад
Как итальянские мастера изменили облик русских храмов
Казалось бы, что может быть более традиционно русским, чем храмы. Но на самом деле многие архитектурные элементы православных церквей пришли к нам из Италии. Случился «импорт итальянского Ренессанса» во времена правления Ивана III и его супруги Софии, которая как раз и привезла к нам итальянских архитекторов, а вместе с тем и архитектурные традиции. Конечно, итальянские мастера и их ученики не строили в наших краях точные копии итальянских построек, но брали их элементы и скрещивали с исконно русской архитектурной традицией...
10 прочтений · 2 недели назад
Политика, фольклор и смерть в картине «Сорока на виселице» Питера Брейгеля
«Сорока на виселице» — картина нидерландского живописца Питера Брейгеля Старшего. Это не самое известное его произведение было создано в 1568 году — за год до смерти живописца. На первый взгляд полотно кажется ярким пейзажем, но если присмотреться получше, можно заметить интересные детали, отсылки к фольклору и философские размышления. Мы видим яркий пейзаж: деревья, домики в отдалении, долину реки и горы на горизонте. Мы смотрим как бы сверху: такая точка зрения типична для картин Брейгеля. Этот ракурс позволяет нам смотреть на происходящее отстраненно, а не быть непосредственно внутри сюжета...
10 прочтений · 3 недели назад
Сграффито (от итальянского graffito — процарапанный) — техника настенной живописи, при которой наносят несколько слоев штукатурки разного цвета, а затем царапают верхний слой, чтобы открыть нижний цвет. Таким образом создаются рисунки или узоры. Обычно сграффито применяют при украшении фасадов крупных зданий в виде фриза или панно. Для получения многоцветного сграффито на стену наносят несколько различных по цвету слоёв штукатурки; затем её соскребают на разную глубину, чтобы обнажить слой с нужным цветом. Светлые слои штукатурки помещают над тёмными. Толщина слоёв сграффито обычно не превышает 1 см — столь малая рельефность не позволяет отнести эту технику к рельефному изображению. При создании Сграффито художники часто обращаются к смешанной технике: сочетанию сграффито и мозаики, инкрустируя в сграффито цветные керамические элементы.
10 прочтений · 3 недели назад
Алтарь Мероде: cимволизм и Северное Возрождение
Алтарь Мероде — один из выдающихся примеров искусства Северного Возрождения. Он был создан примерно в 1427 году художником Робером Кампеном и, вероятно, его учениками. Это триптих, состоящий из трех дубовых панелей, расписанных маслом. Алтарь отличается высокой степенью детализации и наполнен символизмом, который раскрывает глубокие религиозные и философские идеи. Искусствоведы считают это произведение важной вехой между двумя периодами: он обобщает средневековую традицию и закладывает основу для дальнейшего развития живописи...
3 прочтения · 1 месяц назад
Искусство объединяет истину, добро и красоту: философия Шеллинга
Немецкий философ Фридрих Шеллинг связал между собой искусство, философию и мораль. Он продолжил идеи другого знаменитого философа, Иммануила Канта, и предложил своё видение того, как эти три области человеческой жизни связаны друг с другом. Шеллинг считал, что искусство — это не просто развлечение или способ выражения эмоций. Для него это был наивысший способ понимания мира, потому что искусство объединяет разум и чувства, конечное и бесконечное. Если философия ищет истину через логику, рациональный...
14 прочтений · 1 месяц назад
Дени Дидро про временную ограниченность живописи и её преодоление
Дени Дидро (1713–1784) — один из самых влиятельных мыслителей эпохи Просвещения, чья деятельность оказала значительное воздействие на развитие философии, литературы и искусства. Дидро стремился не только к распространению знаний, но и к критическому осмыслению различных аспектов человеческой жизни, включая искусство. Он рассматривал живопись не только как форму эстетического выражения, но и как мощное средство воздействия на разум и эмоции зрителя. Дидро видел в искусстве способ передачи сложных...
8 прочтений · 1 месяц назад
Нервюра (от французского nervure — жилка, ребро, складка) — выступающее ребро готического каркасного крестового свода. Нервюрные своды применялись в арабской архитектуре с X века, но стилеобразующее значение приобрели в искусстве готики. Они стали способом укрепления и облегчения каменных сводов готической конструкции путем передачи тяжести на угловые опоры. Нервюры могут принимать на себя огромный вес перекрытия. Помимо практической роли, нервюры являются декоративным элементом, создавая сложные, красивые узоры на сводах зданий.
24 прочтения · 1 месяц назад
Эмоции в цвете: как абстрактный экспрессионизм изменил искусство
Абстрактный экспрессионизм стал одним из самых значимых и противоречивых направлений в искусстве середины XX века. Он возник в Соединенных Штатах в 1940-1950-х годах и объединил множество художников с различными стилями и подходами. Но их роднило стремление к самовыражению и отказ от традиционных форм изобразительного искусства. Первая половина XX века была временем глубоких изменений и потрясений. В период между двумя мировыми войнами множество интеллектуалов и художников эмигрировали в Америку, что привело к активному обмену культурными идеями...
196 прочтений · 1 месяц назад
Картина Тициана «Любовь земная и Любовь небесная» — манифест неоплатонизма
Картина Тициана «Любовь земная и любовь небесная», написанная в 1514 году, — одно из выдающихся произведений эпохи Возрождения и живописный манифест неоплатонизма. Кто изображен на полотне, и в чем идея произведения — рассказываю в статье. По одной из версий, эта картина — свадебный портрет, созданный по заказу Никколо Аурелио, секретаря Совета десяти Венецианской республики, в честь его свадьбы с молодой вдовой Лаурой Багаротто. На передней стенке изображённого на картине источника воды можно увидеть герб Аурелио, что является косвенным подтверждением личности заказчика...
28 прочтений · 1 месяц назад
Меховая чашка — икона сюрреализма
«Завтрак в меху» — это произведение швейцарской художницы Мерет Оппенгейм, созданное в 1936 году. Эта работа представляет собой обтянутые мехом чайную чашку, блюдце и ложку, что сразу привлекает внимание своей абсурдностью, вызывает чувство дискомфорта, непонимания и странности, типичное для сюрреалистического искусства. На создание «Завтрака в меху» Мерет Оппенгейм вдохновил случайный разговор с известным художником Пабло Пикассо в одном из парижских кафе. Пикассо сделал комплимент молодой художнице...
Видео