Правомерен ли отказ командира направить рапорт на увольнение с военной службы, доя рассмотрения аттестационной комиссией. Военнослужащим подан рапорт с просьбой представить его на аттестационную комиссию в целях рассмотрения вопроса об увольнении с военной службы по истечении контракта при наличии исключительных обстоятельств , такими как, нахождение на иждивении троих несовершеннолетних детей, получение военной травмы, длительное нахождение в плену и ослабление в этой связи здоровья, морального состояния, военнослужащему было отказано в увольнении с военной службы. При обосновании своих доводов командир сослался на действие Указа № 647 "Об объявлении частичной мобилизации в РФ", которым дан исчерпывающий перечень увольнения военнослужащих в период мобилизации, под которые не подпадают причины, приведенные военнослужащим. Как следует из п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 3 августа 2023 г. № 580 «О некоторых вопросах прохождения военной службы» военнослужащие,проходящие военную службу по контракту, наряду с основаниями, предусмотренными Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 647 и иными указами Президента, устанавливающими основания увольнения в период мобилизации, могут быть уволены с военной службы по основаниям, указанным в п.п. «б», «г», и «к» п. 1, п.п. «а», «ж» и «м» п. 2, п.п. «б» - «д» п. 3 и п. 6 ст. 51 ФЗ № 53. Решение об увольнении военнослужащих по указанным основаниям принимаются в исключительных случаях в соответствии с заключением аттестационной комиссии и с учетом необходимости эффективного выполнения задач, возложенных на федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Исходя из ст. 26 Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» в целях, в том числе, определения соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования военнослужащих проводится аттестация, где дается оценка причин, которые могут служить основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы. Таким образом, указанные нормы закона накладывают обязанность на аттестационную комиссию, а не на командира, дать оценку причин, которые могут служить основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы. В этой связи суд в целях восстановления прав административного истца полагает необходимым возложить обязанность на командира войсковой части представить в аттестационную комиссию документы, предусмотренные законом, для дачи заключения о наличии оснований для увольнения военнослужащего. с военной службы. Что касается исключительных обстоятельств, то они по своей природе схожи с уважительными причинами при увольнении по собственному желанию, которое практиковалось до введения мобилизации. Под уважительными причинами понимаются обстоятельства, которые объективно не позволяют военнослужащему в полном объеме выполнять условия заключенного контракта (Постановление Пленума Верховного суда от 29 мая 2014 г. № 8). В связи с этим могут быть учтены многие факторы: положение дел в семье (необходимость ухода за членом семьи, нахождение на иждивении лиц), непосильные кредитные обязательства, состояние здоровья и многое другое. Если у вас есть исключительные обстоятельства, то можете обратиться с соответствующим рапортом к командованию, и аттестационная комиссия обязана будет его рассмотреть. Но помните, что это не является безусловным основанием для увольнения.
2 месяца назад