Большую часть корпуса старинных парусных судов под ватерлинией покрывают смолой. Над ватерлинией борта покрывали смесью смолы, воска и терпентина, благодаря чему дерево преодбретало тепло-коричневый оттенок. Краску наносили не очень толстым слоем, что бы она не прекрывала текстуру дерева. Так же для покраски иногда использовали охру, желтую и зеленую краску.
Для украшения носа и кормы использовали желтую краску, а для фигур красную с выделением отдельных частей желтой. На военных судах внутреннюю сторону фальш-борта красили в кроваво-красный, на торговых в коричневый, так же как и внешний борт...
В основном шлюпки служат для перевозки груза, в качестве перевозки людей и припасов между гаванью и кораблем. Обычно на трехпалубном судне имеется три шлюпки. Как правило большие шлюпки служат для подъема якоря и их снабжают брашпилем, который установлен в середине шлюпки и роульсом на форштевне.
Изготавливают шлюпки либо из одного куска дерева к которому прикрепляют киль и штевни. Так же встречается изготавливание шлюпок из двух половинок, присоединяя их к вырезанному из одного куска дерева киля со штевнями...
К важной части вообружения судна относятся якоря. В соответствии с размерами судна определяется колличество и размер якорей. Правильными пропорциями якоря является общая длина рогов которая соответствует длине веретена, если считать от пятки якоря и до нижней кромки штока. Длина штока равняется длине веретена от нижней кромки пятки до верхней кромки штока. Длина и ширина лапы равняется половине длины рога. По длине шток якоря состоит из двух половинок. Обе половинки штока соеденяются насаженными на них железными оковками или болтами...
Как правило пушки отливают из чугуна или бронзы. Наиболее тяжелые пушки устанавливают на первой палубе от ватерлинии, остальные, более легкие находятся на юте и баке. На стволах пушек имеются приливы-цапфы, при помощи которых они лежат в гнездах лафетов. В задней части находится отверстие для запала. Две дужки на стволе около цапф, служат для крепления талей при установке ствола на лафет. Лафеты изготавливают из дерева и скрепляют железными болтами. На осях находятся деревянные колеса, окованные железными ободьями...
Помпы предназначены для выкачивания воды. Помпы размещают на палубе в кормовой части перед бизань мачтой. На небольших судах чаще всего устанавливается одна помпа, но встречается когда на чертеже предусмотрены две, а то и четыре помпы, в зависимости от масштабов корабля. Как правило помпа устанавливается на палубе выше ватерлинии. Хочу поделиться с вами как я делал помпу, когда у меня не было инструмента...
Разобрав будущий брашпиль, центральную часть размечаем на равные части и прорезаем ребра, я это делал гравером. Далее закругляем края надфилем. Подготовив ребра, между ними просверливаем отверстие ( в моем случае толщина зубочистки) и заметьте на фото, что отверстия просверлены через один проем между ребрами, как на фото. Нарезаем зубочистки нужного размера, вставляем в отверстия с двух сторон и приклеиваем. Изготавливание заднего упора брашпиля. Я делал из ясеня. Нарезал нужной длины. В верхней части делал пропил для металлического язычка...
Брашпиль - это горизонтальная лебедка , которая предназначена для подъёма якорей и натяжения канатов, а иногда для швартовки. Брашпиль размещается в носовой части судна. Конструкция брашпиля позволяет ставить его только на малых суднах. Что бы выбрать якорь, канат выкладывают на брашпиль несколькими шлагами. А теперь из моего личного опыта. Как я выходил из этого положения пока у меня не было нужного инструмента. В каждом большом торговом центре где продается мебельная фурнитура, можно купить декоративный столбик для кухни ( на фото слева)...
Как правило якорный канат на шпиль не накладывают. На него накладывают бесконечный конец-кабаляринг, который в носовой части проходит через два блока . Кабаляринг укладывают около якорного и штертами прихватывают к нему и укладывают в якорный ящик...
Шпиль служит для подъема якорей, реев а так же для подъема и спуска шлюпок. Чаще всего это простые шпили, но встречаются и двойные, они стоят один над другим и соединяются вертикальным валом. Простой шпиль имеет три вымбовки которые проходят насквозь...
Снасти которые послабее крепят на кафель-нагельных планках. На планшире бака, юте и фальшборте имеется множество кафель-нагелей. Их изготавливают из тонкой медной проволоки. В моем случае я изготавливал кафель-нагельную планку из шпажек, зажимая кусок шпажки в гравер и включая точил надфилем как на токарном станке, придавая ей нужную форму...
Перед мачтами стоят тумбы соединенные перекладиной на которой находятся кафель-нагели, это битенги. Якорные битенги стоят под палубой и имеют особенно мощные тумбы. Вокруг них обматывается якорный канат...