Найти тему
Статьи
83 прочтения · 6 лет назад
Почему «Шинель» не стала легче, если все из неё вышли?
Давид Самойлов в опубликованном театроведом Вадимом Баевским письме пишет: «Нация в наше время — это интеллигенция», то есть люди, несущие в себе ген эмпатии, и больше ничего. Можно не знать Ларошфуко и интуитивно пытаться понять другого человека. Эмпатия (по И.С. Кону) — «интуитивное понимание чужих переживаний» — к чему готовит своего читателя Гоголь. Шинель — это наша общая жизнь. Этот текст по-особому формулирует понимание несправедливости. Что такое несправедливость? — это когда страдает невиновный и не может достичь того, что лично заслуживает...
2,4K прочтений · 6 лет назад
Борис Кустодиев. Портретист яркой натуры прошлого
Сегодня, в раскопках у Андроникова монастыря, вытаскивают порубленные лопатами плиты с кусками истершейся краски, и удивляешься: Россия была цветной. Из этих красок родился Кустодиев. Печаль в том, что к тому моменту, когда художник оканчивает академию, та, прежняя, деревенская Россия перестает играть в воображении людей значительную роль. И Москва, и Петербург - это уже города фабричных окраин. Главная революция случилась - промышленная. Прежние привычки жизни и ее устройство больше не актуальны...
2,3K прочтений · 6 лет назад
Малевич и Шагал: два ребра одного Адама
Фотография была. Витебск второго года революции для Малевича - период иллюзий, для Марка Шагала - глухого разочарования. Иллюзии Малевича объяснимы. Ему незачем было растрачивать себя на сожаления. Он видел, что человек закован в кандалы сиюминутности и нерешаемых проблем избегает по причине того, что это как истязание плоти в средние века. Марку Шагалу родной Витебск не представлялся полигоном испытаний нового искусства и "впечатление ссылки" у Шагала сильнее амбиций сороколетнего Малевича. Сближение двух авангардистов Переломные моменты и характеризуются сохранением иллюзий у сорокалетних...
1K прочтений · 6 лет назад
Доноры национальной гордости
В 97-ом телевидение было совсем другое, и на прежнем НТВ, в программе "Герой дня" Кара-Мурза - старший брал интервью у Окуджавы, Окуджава читает стихи: "И с грустью озираю землю эту,/ где злоба и пальба,/ мне кажется, что русских вовсе нету,/ а вместо них — толпа». К сожалению, скоро от воевавшего поколения совсем никого не останется, а старики по-прежнему будут надевать ордена, потому что это востребовано. Есть доноры гордости, но нет донора, «способного пересадить свою доброту ребенку». Дэвид...
287 прочтений · 6 лет назад
Три совета ленивому автору и пять полезных книг
Лень в словаре литератора занимает особое место - это дикое детское качество передает спокойствие и тишину. Еще Гоголь заметил: с ленью приходит ощущение единого тела страны. В Яндекса миллион запросов: "как преодолеть страх чистого листа", он популярнее остеохандроза. Нас окружают тысячи авторов и все подвержены этому страху. Первое, что нельзя делать - поддаваться общей панике. Следующий худший сценарий - графомания. Единственный выход: найти свой собственный стиль. Три совета от клуба ленивых писателей: №1...
7,1K прочтений · 6 лет назад
Семь преступлений в русской литературе, оставшиеся без наказания
В детстве мне очень нравилась "американская мечта", и только к старшим классам школы я понял, что американская мечта мне не улыбаетcя, я вообще не американец. И через это, тогда неосознанное, неприятное чувство я пришел к русской мечте о торжестве справедливости. В чём эта справедливость? - в неотвратимости наказания. И за литературой закрепляется образ инстанции, оглашающей истину, которую за ней легче воспроизвести чиновничеству. Почему гоголевская "Шинель" становится определяющим текстом? Один из немногих, этот текст формулирует понимание несправедливости...
350 прочтений · 6 лет назад
До полудня в Париже или встреча с Буниным Иваном Алексеевичем
Сегодня, пожалуй, один из важнейших дней в моей жизни, мне предстоит встреча с Иваном Алексеевичем Буниным, именно с этой целью я впервые в Париже. О, Париж – город консервативных либералов и кокетливых циников, парфюмеров и цветочниц, «Статуи Свободы» и «Пьедестала Революции». Европейский «Город Солнца» и «Сердце» русской эмиграции. Париж. О, Париж, мой умывающийся по-кошачьи друг с крышами барона Османа, выстроенными в едином стиле (а как скажет философ уже в приближенное к нам время: «дом начинался с крыши, стены придумали позже»)...
486 прочтений · 6 лет назад
Мандельштам. Эссе об арестованом дважды
Советский народ, не имея туалетной бумаги, удивлялся всему... Революция научила нас щедро разбрасываться тем, что нам не принадлежит. Нормально – беречь хотя бы то, что не твое, но бережливость – «буржуазный пережиток». Революция отучила нас беречь чужое. Революция назвала это социалистическим имуществом и присвоила себе. Для Мандельштама – это было мерзко и противоестественно, но «промотали – как пел другой поэт, чрезвычайно ценивший Мандельштама – чужое наследство». Теперь удивляемся... а что нам еще осталось? «Рулоны каменного сукна» и «лысый цоколь государственного звонкого камня»?...
123 прочтения · 6 лет назад
Рецензия на "Барабаны" Брехта в постановке Бутусова.
Фигуры распределены. Христос-педик. Окровавленный отец. В спектакле нет того, кто «входит». На сцене с открытием занавеса все действующие лица, по парам: Мать-Отец, журналист-проститутка, мальчик-солдат, невеста-жених (неполный брехтовский набор). Нет пары только у Христа, которого нет в оригинале пьесы. Нет и скальпирующего себя отца в штанах полицая с голым торсом, вымазанным кровью двух войн – так прочел Бутусов раннюю пьесу Брехта, дорисовал то, каким мог быть старик, спокойно рассуждающий о выгодах войны, готовый хладнокровно штамповать вместо потерявших в цене снарядов детские коляски...
1K прочтений · 6 лет назад
Довлатов. Исследование отношения к человеку
С детства я помню, как аккуратно отец произносил фамилию – «Довлатов». Было в этом имени что-то домашнее, а сюжет ускользал – его начинаешь понимать только когда начинаешь искать себя и спотыкаешься о повторяемость промятого дивана, наследуя (осваивая, преодолевая) от бытового комфорта уныние и усталость от жизни. По такому сценарию (на кухне или на выходе из уборной), отец и говорил – прочти Довлатова; а я путал его с Филатовым и не отличал Бунина от Куприна.  Человек, с печальными глазами, чье...
373 прочтения · 6 лет назад
Репортаж с несостоявшейся выставки о Трифонове
К мартовским событиям шестидесятипятилетней давности. Остра булавка в золотой оправе И держит крепко на земле она Живую память, что заражена Отравой ржавчины от пролитой крови.  Мы родились на том отрезке времени, когда репрессии уже случились. И то, что мы сегодня называем «советским» – простая блуза и улыбка глянца – вызывает ностальгию, но человек привязан ниточкой невидимой к своему времени. Я сижу в Центральном архиве ФСБ, Кузнецкий мост 22, дышу листами семидесятипятилетней давности. Наше настоящее, в силу ряда причин, не раскрывает перед нами всего случившегося...
293 прочтения · 6 лет назад
Хаим Сутин. Неостывающий вулкан
Слово «Ретроспектива» для Сутина – излишне гладкое и стерилизующее, на выставку идут не за ней, не за ретроспективой, и, значит, оно крепится, как поплавок, чтобы не утонуло имя… а что, собственно, произошло? – к нам приехали 60 полотен Хаима Сутина (1893-1943) – скажешь кому-нибудь и наблюдаешь за реакцией.  В двух случаях из трех надо быть готовым дать ответ справочного характера и, на всякий случай, произносить имя разборчиво, как персонажа экзотической сказки или растение эхеверия. Нулевые были бычьи, напористые...