Найти тему
Закреплено автором
История живописи
Загадка картины художника Ивана Якимова
65,5K · 2 года назад
История живописи
Три неизвестные картины Карла Брюллова
78,5K · 2 года назад
История живописи
От жанра "ню" к соцреализму: ученик отца и сына Маковских Виталий Тихов
102,6K · 1 год назад
Статьи
32 прочтения · 5 дней назад
Георгий Александрович Лапшин, ставший во Франции "Жоржем", написал эту работу уже после того как покинул пределы страны в 1922-м году. Как я это понял, спросите вы?.. Ответ прост - по информации аукциона на обороте холста написан адрес, где была написана эта картина "6 rue Aumont Thiéville" - находится эта улица (rue) в Париже, куда и направился художник после недолгого пребывания в Германии и Италии. Впрочем, это было не первое прибытие художника во французскую столицу, еще в 1900-х годах он обучался у французских художников Ф. Кормона и Л. Лермитта. У второго учителя, кстати говоря, были довольно-таки интересные жанровые работы, рекомендую ознакомиться при желании, конечно же... Любопытно, что кроме художества, Лапшин еще был известен как певец-тенор, он работал в Русской опере в Париже - такая вот любопытная деталь биографии. Не знаю уж, написал эту картину живописец ностальгируя по России или просто из финансовых соображений (хотя я все же склоняюсь ко второму варианту), но это не мешает нам насладиться осенним красочным пейзажем русского художника, о котором, возможно, стоит рассказать подробнее, но уже в другой раз. "Русская церковь в осеннем пейзаже", Г.А. Лапшин. Частное собрание.
40 прочтений · 2 недели назад
Еще две вариации на тему известной картины "Дети бегущие от грозы" Константина Маковского, только в исполнении Ивана Пелевина, подробный рассказ о котором уже публиковался на канале. Несколько других "подражаний" данному сюжету я уже разбирал в отдельной статье, два года тому назад, там была даже любопытная северокорейская "подделка", до сих пор фигурирующая в сети, так что почитайте, если вдруг интересно. Первая картина - не самая, наверное, удачная работа Пелевина, которую вряд ли бы я стал публиковать, если бы не аллюзия на известный шедевр Маковского. По крайней мере, мне бросилась в глаза некая "этюдность" полотна, хотя, быть может, это только мне показалось. Отмечу, что лица детей уж больно грустные, учитывая, что поход за грибами, судя по полным корзинам, явно удался: то ли они очень устали, то ли ожидают дома хорошенькую взбучку, потому как слишком уж долго блуждали в лесу... Вторая работа более детальная и показывает нам все тот же сюжет, но только с другими персонажами, которые, видимо, являются членами одной семьи. Забавно, что с дитём такого возраста его сестра (вряд ли мама, как мне кажется) уже решилась пойти в лес, но думаю, что крестьянские люди в те времена гораздо проще относились к такого рода вопросам... "Дети, возвращающиеся с грибной «охоты»", И.А. Пелевин. Частное собрание. "Крестьянские дети, переходящие ручей", И.А. Пелевин, 1898.
56 прочтений · 4 недели назад
В этот последний день лета (пока что только календарного, к счастью) вспомним вместе с вами о том, как все еще только начиналось поздней весной... По крайней мере мне данный пейзаж с изображением берега, усеянного полевыми цветами и легкими облачками, проплывающими над водной гладью, навеял именно такие мысли: майское или июньское разнотравье и разноцветье, склон небольшой реки или озера, дальние дали - одним словом, безмятежность. Именно это слово я бы сказал, если б пришлось максимально лаконично передать испытываемые эмоции при взгляде на эту работу Станислава Юлиановича Жуковского (1873-1944), частого гостя на моем канале, как вы все уже наверняка знаете. Быть может, картина вам покажется несколько заурядной, но перефразируя слова Ф.М. Достоевского, я скажу, что в подобных "маленьких картинках" есть даже любовь к природе "не только к русской в особенности, но даже и вообще". Не знаю, почему вдруг перипетии сознания меня вывели именно на это высказывание русского классика, но полет мысли бывает с весьма необычным финалом, уверен, что многие из вас знают это не понаслышке. Вероятнее всего, живописная работа создана еще в бытность художника в России, до его во многом вынужденной (не по идейным соображениям) эмиграции, только год создания картины сложно разобрать, но точно ясно, что выполнена она в XX веке уже зрелым мастером кисти. "Пейзаж", С.Ю. Жуковский. Частное собрание.
71 прочтение · 1 месяц назад
Вряд ли вам знакомо имя создателя этой жанровой картины, ибо время старательно вымарало все упоминания о Николае Яковлевиче Грибкове (не путать с С.И. Грибковым) - неизвестны ни годы его жизни, ни обстоятельства биографии, только скупые упоминания о нем в отчетах и каталогах выставок и Московского училища живописи и ваяния, где он проходил обучение. Во всех заметках о художнике еще обязательно отмечен тот факт, что Грибкова упомянул Репин в одном из своих писем Стасову. Да, это тот случай, когда действительно мало есть что рассказать об авторе этой любопытной жанровой работы... Поэтому сосредоточимся на картине - это очередная история про "отцов и детей", вот только совсем в ином ракурсе: брат с сестрой примеряют вещи из старого сундука, своеобразно приобщаясь к семейной истории. Меж тем портреты тех самых предков, чьи наряды "тестируют" подростки висят на стене и строго "наблюдают" за детскими шалостями. Когда рассматривал эту картину мне почему-то вспомнилась старая мудрость - "всё пройдет, пройдет и это". А далее, как это обычно и бывает, мысль продолжила полет и пришла к словам одной замечательной песни, которые мне тоже хотелось бы привести вам в этой заметке: "...и новые люди в далекой неведомой мгле, когда нас не будет, нас будут играть на Земле..." "Дедушкин фрак", Н.Я. Грибков, 1871. Третьяковская галерея, Москва.
141 прочтение · 2 месяца назад
Данная картина написана гораздо позднее одной из самых первых работ знатока русского леса Ивана Шишкина, конечно невооруженным глазом видно колоссальное продвижение художника в своем мастерстве, не так ли, уважаемые читатели?.. С другой стороны, корректно ли их сравнивать, ведь ту картину художник написал еще даже не приступив к академическому образованию, а данное полотно создано уже зрелым и признанным мастером, профессором Академии художеств. Мы видим сжатое поле где-то на бескрайних просторах Российской империи, и хоть у картины есть более точное описание того, где именно располагалось живописное пространство, но, думаю, многие из вас согласятся, что данный пейзаж можно увидеть много где в нашей стране, да и не только в ней, пожалуй. Лето уже явно перевалило через экватор (думается, что перед нами как раз таки август), и не так-то много осталось теплых деньков: стая летящих птиц по центру композиции может говорить нам о том, что им вскоре предстоит собираться в долгую дорогу на юг... Поле убрано, сено заготовлено, так что и люди тоже должны встретить приближающиеся холода "во всеоружии", но сейчас у них есть еще некоторое время, чтобы насладиться летней природой и ее дарами... "Сжатое поле. Полесский пейзаж", И.И. Шишкин, 1884. Художественный музей Белоруссии, Минск.
153 прочтения · 2 месяца назад
В такой походной обстановке мы видим будущего императора России - Александра III в качестве командующего Рущукского отряда в Русско-турецкую войну 1877-1878 годов. Автор полотна, Василий Поленов, написал его с натуры, ведь он находился при штабе цесаревича в качестве официального живописца. Другие картины из этой серии были выполнены только спустя шесть лет, когда цесаревич уже стал императором - могу предположить, что художник не особо горел желанием возвращаться к военной тематике раз Александру III пришлось напоминать живописцу об обещанных картинах. Но все-таки сделать это пришлось - по этюдам и зарисовкам Поленов в 1883 году создал еще несколько полотен батального жанра. В данном случае перед нами скорее бытовой жанр, где мы видим уставшего военного в интерьере балканского дома, устланного и обвешанного коврами. Он пишет письмо, возможно, своей жене, бывшей когда-то принцессой Дагмар и ставшей в России Марией Федоровной. А может, он с напряжением читает военные донесения от генералов, ведь кампания в тот год отнюдь не была легкой прогулкой для русских войск. Маленькая собачка подле цесаревича, скорее всего мопс, есть несколько фотографий будущего императора в детстве и юности, где он запечатлен вместе с собаками именно этой породы. Любопытно, что младшая дочь Александра III, Ольга, вспоминала как отец ей показывал альбом с рисунками вымышленного города Мопсополя, где живут люди, похожие лицами на мопсов. Дочь, конечно же, запомнит этот эпизод и впоследствии запишет в своем дневнике; "Показал он мне альбом тайком, и я была в восторге от того, что отец поделился со мной секретами своего детства". "Комната командующего Рущукским отрядом великого князя Александра Александровича в Брестовце", В.Д. Поленов, 1878. Русский музей, Санкт-Петербург.
155 прочтений · 2 месяца назад
Два летних пейзажа от русского художника-импрессиониста Василия Переплетчикова, хотя по данным работам этого, пожалуй, и не скажешь. Вероятнее всего, обе картины относятся к концу XIX века (но точных данных нет), когда импрессионизм художника еще только "оформлялся", в дальнейшем он все чаще будет писать именно в технике "впечатления". Как вы помните, вначале импрессионизм вызвал волну негодования во французской публике, но затем все поменялось... Впрочем, так часто бывало в истории живописи, да, наверное, и не только в ней, когда новаторство воспринимается поначалу в штыки. Однако же я отвлекся, вернемся к представленным живописным работам: на первой картине мы видим одно из многочисленных полей, коих в нашей стране насчитывается многие тысячи, хотя в данном случае художник оставил нам весьма точные координаты - сельцо Горки, Зарайский уезд, Рязанская губерния. У второго места нет точного местоположения, поэтому можно нафантазировать и заброшенную избушку дровосека посреди леса, и избушку на курьих ножках, которая уже устала стоять и присела (Виктор Васнецов точно бы порадовался такой аналогии) и прочее, прочее. Но в любом случае, обе картины не только напоминают нам о русском художнике, решившим податься в живопись, а не пойти по стопам отца-купца, но и слегка расширяют наши представления о его творчестве. "Летний пейзаж. Горки, Зарайский уезд",  В.В. Переплетчиков. Частное собрание. "Избушка в лесу", В.В. Переплетчиков, конец XIX - начало ХХ века. Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
164 прочтения · 3 месяца назад
Лирический летний пейзаж от Николая Сергеева (1855-1919), о котором я вам подробно уже рассказывал, уважаемые читатели. Глядя на него, мы можем ощутить себя где-то на пригорке, с которого открывается замечательная перспектива уходящей вдаль неширокой речки. Можно представить, что мы долго шли где-то в сельской местности, забрели уже довольно-таки далеко, взобрались на пригорок и, пробираясь через заросли чертополоха, вышли наконец на площадку, с которой и открылся данный вид: река с поросшими пологими берегами, небольшая ферма на берегу речки, в доме явно кто-то есть, и мы можем зайти и засвидетельствовать свое почтение хозяевам... Даль теряется в знойной дымке, но мы видим, что речка продолжает свой неспешный спуск в долину, попутно одаривая ее дополнительной флорой и фауной. Скорее всего, перед нами красоты южных областей Российской империи, ведь художник был родом из Харькова, да и природа с типом строений тоже говорят нам об этом. Кстати говоря, изображенная местность, на мой взгляд, напоминает ту самую, что была изображена на его замечательной картине "Звезды догорают", годы написания полотен тоже близки, так что вполне возможно, что живописные работы были выполнены в одних и тех же местах. "Пейзаж", Н.А. Сергеев, 1891. Омский областной музей изобразительных искусств.
149 прочтений · 3 месяца назад
Напомню вам этим пейзажем Александра Киселева о прошлогодней статье с актуальным ныне названием "Летняя прохлада воды на картинах художников-передвижников". Вообще, можно заметить (при должной насмотренности, разумеется), что на полотнах Киселева вода очень часто присутствует - это и море, и пруды, и реки, и вода, извергающаяся с неба, и разлитая на дорогах и лугах после дождя... Учитывая поэтические наклонности художника, о которых я упоминал как-то в одной из заметок, мне кажется вполне естественным его любовь к воде - ведь для творческих людей созерцание главной нашей стихии (основа жизни, все-таки) может приводить к созданию интересных произведений искусства, и речь идет не только о живописи. Витиеватая мысль, но я надеюсь, что я не утомил читателя подобными словесными изысканиями... Теперь давайте взглянем на картину: сельская местность, видимо, лето уже перевалило через экватор (видны стога сена), пришвартованная лодка призывает нас отправиться в путешествие по небольшой речке вслед за уже уходящим на парусе крестьянином, за которым с завистью наблюдает один из деревенских обывателей в кумачовой рубахе. Неспешная деревенская жизнь в летний период так и "льется" с этого полотна, вам так не показалось, уважаемые читатели? "Летний пейзаж", А.А. Киселев, 1900. Частное собрание.
141 прочтение · 3 месяца назад
Продолжим знакомство с малоизвестными русскими художниками. На сей раз перед нами работа Ивана Александровича Бодянского, год рождения которого 1875-ый, а вот год смерти затерялся где-то в глубинах истории. Впрочем, это неудивительно, ведь он вместе с остатками Белой армии в 1920-м году был эвакуирован из Крыма на корабле "Инкерман". Иван Бодянский, как и его отец (помещик Харьковской губернии), был под сильным влиянием известного русского писателя Л.Н. Толстого, состоял с ним в переписке, так же художник является автором «Воспоминаний о Ясной Поляне». Те немногие данные, что были о живописце, рассказал, теперь давайте взглянем на полотно. Сцена представляет нам эпизод из русской истории, вероятнее всего, мы видим допетровскую Русь XVII века, во времена правления деда или, скорее, отца Петра I, Алексея Михайловича "Тишайшего", хотя, возможно, среди читателей есть большие специалисты по истории, которые поправят автора в комментариях. А быть может, перед нами Смутное время, когда решалась дальнейшая судьба страны, и вообще будет ли она существовать в принципе?.. По крайней мере, напряженные лица героев картины могут говорить о такой трактовке полотна, как вы считаете, уважаемые читатели? Название картины, взятое из зарубежного аукциона, ничего толком не поясняет нам о том, что именно изображено на холсте, но я считаю, что подобные картины, наряду, скажем, с полотнами Рябушкина нужно использовать для иллюстраций в учебниках истории. "Сцена с русскими боярами", И.А. Бодянский. Частное собрание.
163 прочтения · 3 месяца назад
Представляю вам две картины живописца, о котором я вам уже рассказывал когда-то на канале. Многим из вас, наверное, он запомнился прежде всего своей замечательной картиной "Звезды догорают", которую я бы очень хотел увидеть воочию, да вот Иркутск безнадежно далек от меня... Речь идет о Николае Александровиче Сергееве (1855-1919), и если первая из представленных картин у меня не вызывает особых сомнений в плане авторства (хоть и является весьма ранней его работой), то вот со второй все не так однозначно. Посмотрите сами, не возникло ли у вас мысли (как у меня), что перед нами как будто бы картины разных художников?.. Первая работа написана в реалистической манере, а вот вторая мне напомнила импрессионистские пейзажи одного из частых гостей на моем канале - Станислава Жуковского. Однако же на зарубежных аукционах автором этих двух, таких непохожих картин, заявлен Сергеев, закралась тут ошибка или художник работал совсем в разных техниках - этот вопрос останется без ответа... Но если интересно знать мое мнение - здесь ошибка, ибо больше полотен в подобной стилистике я у Сергеева не встречал. "Осенний пейзаж с болотом", Н.А. Сергеев, 1875. "Деревня у реки", Н.А. Сергеев.
145 прочтений · 3 месяца назад
Сегодня у меня для вас пара весенне-летних картин в напоминание о польском художнике-модернисте Эдварде Окуне, о котором я вам рассказывал почти два года тому назад. Времени прошло немало, так что самое время напомнить, тем более, что, возможно, кто-то ту статью пропустил. Оба полотна хранятся в частных собраниях, первое представляет нам приморский сицилийский вид утопающего в зелени города-порта. А вторая картина показывает живописный цветочный уголок римского пейзажного парка Вилла Боргезе. Как вы помните, художник долгое время прожил в Италии и особенно много в "вечном городе" Риме, поэтому неудивительно, что в его творческом наследии великое множество именно итальянских видов с ее сочной и обильной природой, не чета нашим северным "скудостям". Хотя наш главный специалист по пейзажу настроения так не считал, как вы тоже можете припомнить из другой моей давнишней статьи. Таким нехитрым образом я, кроме того, что поделился живописью с вами, еще и напомнил о своих старых публикациях... Высказывайте свои соображения насчет солнечной Италии или тех мест, что ближе лично вам, а я на этом завершаю свой краткий рассказ. "Рагуза", Э. Окунь, 1930. "Вилла Боргезе. Сад озера", Э. Окунь, 1913.