Найти тему
66 подписчиков

О Познере, покаянии и «I'm sorry»


Речь идёт о возможном возвращении В. Познера на Первый канал.
Если быть точным: пока что, судя по всему, Познер удачно продал какую-то свою документалку старому приятелю, руководящему каналом. Но вполне возможно, что это такой пробный шар перед возвращением в эфир.

Так или иначе новость вызвала довольно широкую волну возмущения, обусловленную предыдущими высказываниями Познера о России и её народе.

Можно, конечно, заявить, что «всё пропало» и «всё теперь будет как прежде», но предлагаю посмотреть на вопрос с точки зрения исконно русского чувства и устремления — покаяния.

Нет, покаяние — это не бить себя в грудь со словами «я хуже всех». И это уж совсем не «I’m sorry» по меткому слову покойного о. Димитрия Смирнова. Покаяние — это постоянное стремление менять себя от худшего к лучшему, к идеалу бытия, то есть к норме (ибо идеал и есть норма). В том числе через признание своих ошибок и отречение от них.

Причём менять себя не только эволюционно («поработай над собой» по версии психологов),
а радикально.
«Совлекать себя ветхого человека и облекаться в нового», если использовать терминологию святого апостола Павла.

Подлинное покаяние — это, конечно, приведение себя к сообразности Богочеловеку Христу, идеалу (норме) человека. Но покаяние как черта характера может быть проявляться и у атеиста.

Между тем для немалого числа людей, особенно среди представителей «элит» (творческих, медийных, экономических, политических…), покаяние — это именно «I’m sorry», причём сквозь зубы «ну раз уж это надо вам». Упомянутое «I’m sorry» — это лицедейское требование восстановления в правах без готовности исправить то, что натворил, или даже согласиться с тем, что натворил неправильно и впредь так более не поступать.

Почему это особенно часто выражено среди элит? Оговорюсь, что, слава Богу, далеко не все в элитах таковы и, к сожалению, далеко не только среди элит сие встречается.

Когда достиг «всего», нередко возникает ошибочная абсолютная уверенность в своей неоспоримой никем правоте, в правильности своего «курса жизни», в том числе в житейских вопросах. Оспорить эту правоту может разве что «начальство», которого чем человек находится выше, тем меньше. Причём, даже когда приходится склониться перед мнением начальства, речь идёт скорее не об осознании своих ошибок, не о «совлечении ветхого человека», а о том, чтобы внешне подстроиться под не всегда понятные «новые веяния».

Вот почему так трудно некоторым принять, что народ встал на новый путь, что страна встала на новый путь. Вот почему, глядя на хрестоматийный «случай с Познером» может показаться, что ничего не изменится. Но страна-то меняется, совершает свой путь покаяния. И те, кто ограничатся «I’m sorry», могут попросту перестать соответствовать народу и стране.

архиепископ Зеленоградский Савва ( Тутунов)
2 минуты