Хорошее образование должно быть массовым
«Школа и ученик, школа и учитель должны подходить, как ключ к замку», – считает директор Президентского физико-математического лицея № 239 Максим Пратусевич.
Однако где взять такие кадры? Об этом накануне учебного года заслуженный учитель РФ рассказал в интервью spb.aif.ru.
Построено 37 школ!
Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Максим Яковлевич, новый учебный год система образования города встречает на подъёме. Построено 37 школ и 57 детских садов! Столько новоселий не праздновали никогда. А как ваш лицей отметит 1 сентября?
Максим Пратусевич: Что касается вложений, в Петербурге всегда понимали ценность образования и не жалели средств на его развитие. Сейчас внимание города к этой сфере особенно велико. Так, нашему лицею в прошлом году передано ещё одно здание на Фурштатской, 5. Раньше это был банк, поэтому на данный момент разрабатывается проект его реконструкции с учётом требований уже учебного процесса. Также в особняке Полежаева будет создан центр робототехники, нанотехнологий и микроэлектроники. Чтобы идея стала реальностью, из бюджета выделено 600 млн рублей. Уже идёт ремонт и частичная реставрация, приводится в порядок актовый зал, обновляются кабинеты и лаборатории. И так – в большинстве школ.
– Недавно вы принимали участие в совещании, которое проходило под руководством президента страны. Выступали перед собравшимися. О чём шла речь?
– Владимир Путин обратил внимание на преподавание математики, физики, химии и биологии. Он заявил, что необходимо повышать качество обучения по этим предметам. Президент правильно сказал, что должны быть не только лидирующие математические школы, но и хорошее массовое образование. В своей речи я тоже затронул эту тему. Больше 20 лет я преподаю математику и считаю, что уже в 5–7 классах её должны изучать на высоком уровне.
Почему вдруг такое внимание к этой дисциплине? Одна из причин – большой дефицит инженеров, представителей технических профессий. Сегодня перед страной стоит задача научного прорыва и технологического суверенитета. Принята обновлённая стратегия научно-технического развития России, утверждён перечень критических технологий. Всё это невозможно реализовать без квалифицированных кадров, в основном инженерных, а значит людей, которые будут хорошо знать математику. Начинать заниматься ею в 10–11 классах поздно. Хорошее базовое математическое образование нужно получать уже в 5–7 классах, плюс занятия после уроков. Только тогда получим результат, необходимый государству, обществу, о чём я сказал президенту и всей аудитории.
Как найти талант?
– Петербург в этом плане на передовых рубежах. Работают сильные физматшколы, открыта Академия цифровых технологий, кванториумы и другие серьёзные центры. Но насколько они доступны обычным подросткам?
– Могу ответственно сказать: система дополнительного образования в Петербурге сильна как нигде. Растёт не только число кружков технического и естественно-научного профиля, но и занимающихся в них детей. Если десять лет назад их было всего 8 процентов, сейчас 20. Обучаем и подрастающие таланты из других городов, сёл. Такой интернат работает и в нашем лицее. Там занимаются 80 учеников из 35 регионов.
Причём мы не стремимся перетащить из глубинки «звёзд», в том числе победителей престижных соревнований. Подход другой. Берём способных детей, которые живут в местах или условиях, где им трудно развиваться, и стараемся развить их талант. В этом году, например, серебряную медаль международной олимпиады по математике выиграл воспитанник интерната Миша Югов из Перми. Аналогичных примеров немало.
Продолжение: https://dzen.ru/a/ZtQESXrbCR8nMAwg
2 минуты
9 октября