Найти тему
429 подписчиков

Размышления о славянском мировосприятии


Из покон веков наши Предки смотрели на мир, как на неотъемлемую часть Мира Божественного и, как на неотъемлемую Часть Себя. Это отражалось в отношении Славян к растительному и животному миру, который всегда был для славян Родным.

Почему Родным? В принципе, что бы понять это, можно прочитать трёхтомник «Поэтические воззрения Славян на природу» Афанасьева, а можно еще, даже не читая, вдуматься, как говорили наши Предки: Березка-сестренка, лисичка-сестричка или Лиса Патрикеевна, медведя – Михал Потапыч, уважительно, по имени отчеству, Кот Котафеевич, Щука-Матушка.

Сравнение у Славян постоянно шло с миром природы. Сравнивали, что быстрее ветра? — Мысль человеческая. Или «трава мурава как ласка материнская» т.е. ласковая, нежная или шелковая.

Или даже вспомнить фильм «Александр Невский» — каждый камушек, когда Василий Буслай говорит: «За озеро отходи, на свою сторону, там бейся. Потому что каждый камушек – братишка, каждая травинка – сестричка».

Т.е. — всё Родное — Родная земля помогает, Родная Природа. И взгляд на мир был такой же, все, что нас окружает оно сродни нам, но сродни, не в том смысле, как сейчас говорят, по уровню интеллекта, нет, не в этом, т.е. Божественное — Божий мир проявлен в данную жизнь, поэтому все существует во взаимосвязи.

Поэтому бабушки и ходили в полнолуние по лесам, по полянам, загоронь, уважительно брали разные травки, цветочки, чтобы из них потом приготовить лекарственные настои, или собирали грибы и ягоды. А это потом всё в сказы — образы переросло. Гриб–старичок боровичок в сказочках помогает.

Поэтому и отношение к миру было совершенно иное, наши Предки всегда говорили: «Душа есть у камня и древа», а раз у них есть Душа, значит к ним должно быть и обращение — соответствующее, как к имеющему Душу. Все, что имеет душу не должно губиться зазря. И это проявлялось. Если ты заботишься об окружающем мире, о природе значит, окружающий мир природы будет заботиться о тебе, ты с добром — к тебе с добром.

Но при этом наши Предки не шли в Природу, чтобы покорить её, подчинить и прочее. Они старались подмечать, наблюдать жизнь в природе. Потому что все, что происходит в жизни природы оно наиболее гармонично, и это все отразилось в народных поговорках: «Трудиться аки пчела», или «гуртом сотворили, как муравьи в муравейнике».

Почему сравнивают: «Смотрит за порядком, как волк»? Это старое выражение. Сейчас даже придали другой смысл выражению: «Ну что ты смотришь как волк?» — выжидательно, основательно, внимательно. Волк подмечал, чтобы не было больных животных, не зря же его называют санитаром природы, он очищал, чистил. И это все воплощалось в жизнь.

Все, что давала природа, человек использовал для своего развития на данной Земле. И это передавал из поколения в поколение. Вот, допустим, где дикие пчелы создавали мед? В дуплах, вот дупло и там пчелы устраивают соты. Но… Во-первых, дупло выбирали такое, чтобы не заливало, не задувало; во-вторых, возле дерева с дуплом всегда находился муравейник, чтобы всякие личинки не портили дерево.

Люди начали некоторые муравейники переносить и на возвышенности, на ножках ставить дупла, т.е. ульи. От кого они переняли? От природы. Замечали, что в определенных кустах у воды не видно комаров. Люди веточки эти срезали, сушили и когда шли летом собирать около болот какую то ягоду, где комаров много, они зажигали эти веточки, обкуривали себя и комары к ним просто не подлетали. Этот запах специфический гнус, комаров, оводов отгонял.

При этом взаимосвязь происходила не только в сфере наблюдения, считалось, что связь существует постоянно, поэтому, когда рождался мальчик, рядом с домом сажали дубок, кедр, или еще какое-то священное дерево.

Если рождалась девочка – садилась березка. И люди наблюдали и видели, девочка растёт и берёза, мальчик хорошо себя чувствует и дубок прекрасно растет.Но, если девочка уже выросла, выдали ее замуж, выходят родители и видят — березка поникла. Они собирались и ехали туда, к дочери и видели, что их дочка приболела. Либо тоже самое происходило с дубком.
Размышления о славянском мировосприятии  Из покон веков наши Предки смотрели на мир, как на неотъемлемую часть Мира Божественного и, как на неотъемлемую Часть Себя.
3 минуты