Найти тему

В Москве гостит Северо-Осетинский академический театр имени В. В. Тхапсаева. На спектакле «Король Лир» побывали Екатерина Данилова и Ольга Абрамова:


«Раздел государства в спектакле Гиви Валиева происходит в антракте “Лебединого озера”. Музыка из балета, наряду с большими плечами малиновых пиджаков, красными флагами и памятниками вождей — показательный атрибут излёта 90-х, в которые режиссёр помещает действие шекспировской трагедии. Простой ход, поначалу кажущийся формальным, вполне оправдывается темой распада — страны в целом и нескольких семей в частности; подчёркивает разрыв связи поколений.

Деспотичность Лира (Алан Албегов) — одно из самых стойких его качеств, поэтому в сцене бури король производит впечатление решалы, столкнувшегося с временными трудностями, а не человека, уже вынужденного по крупицам собирать разрушенный до основания мир. А мир в спектакле рушится в прямом смысле: в вихре снега кружатся доски и бочки, превращая в свалку пространство жизни Лира, некогда могущественного короля. На этой свалке, смягчённый собственным безумием, он будет трогательно баюкать кукол-дочерей, символически завернув их в смятый красный флаг. Лир приносит дочерям игрушки — красную неваляшку и полосатый волчок. Сцена, задуманная как ностальгия по прошлому, неожиданно выходит на чеховскую ноту. Шумит заведённый Лиром волчок, и, кажется, вот-вот мы услышим, как одна из сестёр скажет: "Какая прелесть!"

Похоронив каждую куклу в отдельном ящике, Лир опускается на них и замирает; сверху его накрывают всё тем же красным флагом. Алан Албегов играет в этой сцене величие Лира, не его слабость и не отеческую любовь к дочерям. Перед смертью он собран, сосредоточен и спокоен.

Невероятно, но на руинах жизни танцует нежную партию трогательный лебедь (Амина Агкацева). В версии Гиви Валиева этот лебедь — одновременно и шут, и Корделия, но, как и положено, зритель понимает это не сразу. Запальчивость, с которой Корделия отказывает отцу в лживых словах любви, Амина Агкацева позже замечательно трансформирует в игривую энергию гибкости и устойчивости Шута. А именно эти качества и помогают бесстрашно говорить правду сильным мира сего».

Фото: Артур Хатагов и сайт театра
1 минута