Найти тему

"Икона Русских Побед": Всероссийский молебен о Победе продолжится с Казанской иконой Божией Матери

6 мая 2024 года в Московском Кремле начался Всероссийский молебен о Победе – во второй раз великая святыня, покровительствующая нашим сражающимся воинам, будет принесена в епархии Русской Православной Церкви. Сотни тысяч верующих в десятках регионов России смогут поклониться святыне и помолиться за наших бойцов и их скорейшее победоносное возвращение домой.
Но если 2023 году святыней Всероссийского молебна о Победе, в котором приняло участие свыше 800 тысяч человек, была частица мощей Святого великомученика Георгия Победоносца, то на этот раз ей станет недавно обретённый Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом московский образ Казанской иконы Божией Матери. Предлагаем вашему вниманию краткую историю этой святыни и её обретения нашим Святейшим Владыкой.
Пролог. "Святыня Третьего Рима"
XVI столетие для Государства Российского стало временем серьёзных испытаний, больших свершений и судьбоносного выбора. Ещё столетием ранее относительно молодое Великое княжество Московское стало центром притяжения разрозненных русских земель, освобождающихся от ордынской зависимости.
Русская Церковь как столп и утверждение рождающегося государства-цивилизации, в свою очередь, обрела автокефалию. Что на фоне падения Ромейского Царства (Византийской Империи) сделала Россию последней православной державой, Третьим Римом, концепция которого родилась ровно половину тысячелетия назад, в 1523-1524 годах, в одном из письменных посланий старца псковского Спасо-Елеазаровского монастыря монаха Филофея:
"Два убо Рима падоша, а Третий стоит, а четвертому не быти".
Основной смысл сказанного был связан с эсхатологическим понятием "Удерживающего" ("Катехона"). Так, во 2-м Послании апостола Павла к Фессалоникийцам сказано:
"Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды Удерживающий теперь".
Согласно толкованию Святителя Иоанна Златоуста, разделяемого многими отцами Церкви, в раннехристианское время Удерживающим была Римская Империя. Божественным Промыслом она ещё до принятия христианства в качестве государственной религии препятствовала разгулу мирового зла и анархии силой государственного закона:
"Когда прекратится существование Римского Государства, тогда он (антихрист) придёт. И справедливо, – потому что до тех пор, пока будут бояться этого государства, никто скоро не подчинится антихристу".
После падения Первого Рима его миссию перенял Рим Новый – Константинополь. И именно в XVI веке преемницей Римской Империи стала молодая Россия, прямая наследница "Нового Рима", Ромейского Царства. Последняя православная держава, последняя Империя, удерживающая весь мир от падения во зло.
Венчание на Царство Государя Иоанна IV Васильевича в 1547 году стало важнейшим духовно-символическим и историософским событием, утвердившим эту катехоническую преемственность. А взятие русскими войсками в 1552 году Казани, окончательно утвердило Россию не просто как суверенную державу, но именно как Империю, государство государств и Царство царств.
Главным духовным символом этого утверждения стало чудесное обретение в 1579 году во граде Казани великой святыни – Казанской иконы Пресвятой Богородицы, иконы нашего общенародного единства и русских побед. Уже сама история обретения этого чудотворного образа десятилетней Матроной, дочерью простого стрельца, наглядно показала, в чём заключается подлинное народное единство: в сплочении людей всех чинов и сословий во имя сбережения и укрепления родной земли:
"Не яви убо образа своего Владычица ни святителю, ни начальнику, ниже вельможе или богату: но яви чудный свой образ дщери мужа от простых, имуща мудрость на войне стрелебную".
"Московская Казанская" и её чудеса
Но, как известно даже из школьных учебников истории, русские великие свершения XVI столетия привели и к серьёзным испытаниям. "Наши западные партнёры" не смогли смириться с возвышением нового Православного Царства. Но сделали всё, чтобы лишить наших предков их духовной основы – Святого Православия.
3 минуты