40 подписчиков
Всё началось с чашечки кофе...
Да, именно так одна случайная встреча положила начало целой истории. Руководители проекта DataSlov Наталья Анатольевна Прокофьева и Екатерина Александровна Щеглова рассказали о том, как зародился DataSlov, что ждёт проект в ближайшем будущем и какую роль он играет в современном медиапространстве. Будем постепенно раскрывать эту историю. Начнём с основного.
- Что такое DataSlov простыми словами?
НА: DataSlov - это словарь, который даёт представление не о языке, а о его реализации. В нём собираются слова, которые актуальны для текущей ситуации, которые лучше всего её отражают.
Поскольку в современном нам мире основным источником формирования языка, определения языковой моды, закрепления каких-то новых норм является медиапространство, соответственно, и словарь получает название Медиасловаря. Мы отслеживаем слова, которые появляются в медиа в связи с какими-либо событиями, меняющими реальность, потрясающими общество. Мы даём им определения, чтобы будущие поколения могли понимать совокупность значений, которые эти слова приобрели в обществе. Их узуализация позволяет в полной мере воспринимать те коннотативные значения, которые приписываются словам благодаря их функционированию в языке современников.
- Медиасловарь - это словарь, который отражает язык медиа?
НА: Очень грубо выражаясь - да. Получается, словарь - то место, где формируется язык и языковая мода. Поэтому слово, которое приживается в языке медиа, становится частью нашей повседневной реальности. И за счёт этого слово выходит из медиапространства и становится тем, что мы постоянно вспоминаем, обсуждаем.
ЕА: Я бы сказала не языка медиа, а его центральной части, смысловой части. Мы описываем только те слова, которые становятся значимыми для медиапространства. Это слова, за которыми стоит какое-то конкретное событие. Это отличает ключевое слово от слова модного, сленгового. Нас часто спрашивают: «А в ваш словарь сленг входит?» Нас не волнует, к какому сегменту языка относилось слово до того, как прогремело важное для общества событие. Нам важно, как слово ощущает, чувствует себя после этого. То есть какие слова нашёл журналист для того, чтобы объяснить обществу, что случилось. Теперь надо назвать то, что произошло. И вот рождение этого названия становится рождением ключевого слова.
Начало истории положено. Дальше - больше!
1 минута
3 августа