Найти тему
31 подписчик

В последнее десятилетие в связи с потеплением климата многие ученые высказывают свои опасения о возможной частичной потере мерзлоты. Как это скажется на строительстве и на уже построенных объектах? Эти вопросы мы задали одному из ведущих специалистов по вечной мерзлоте, главному научному сотруднику Института мерзлотоведения СО РАН Виктору Шепелеву.


— Изменения, конечно, происходят, и это касается кровли вечной мерзлоты. Есть прогнозы о том, что с ней будет к 2100 году, с ее верхней частью. По этому прогнозу вечная мерзлота освободит большие площади на Камчатке и в Хабаровском крае и Западной Сибири и других районах страны. Но это прогноз тех авторов, которые отрицают возможность похолодания климата. И касается это опять-таки верхней части вечной мерзлоты. Чтобы растаяла вся ее толща, которая, например, в Якутске составляет около 300 метров, нужны тысячелетия. А вот то, что происходит в Якутии с верхней частью вечной мерзлоты, то это действительно очень тревожно. Так, в Чурапчинском улусе, например, идут активные термокарстовые процессы и просадки. Или вот посмотрите на график, касающийся защитного слоя вечной мерзлоты. Там, где есть лес, который снижает влияние солнца, защитный слой сохраняется, а вот там, где леса нет, то и защитного слоя фактически уже не осталось. В таких местах формируются былары, а потом появляются термокарстовые озера. За 20 лет сухой алаас превратился в полноценное озеро.
— Таких зон в Якутии много?
— Да, достаточно много. Они характерны для низменных районов. Это Центральная Якутия, Приморская низменность, а также пойменные участки северных рек.

1 минута