Найти тему

Это пост из серии про то, как вырастить из подростка самостоятельного человека #подготовить_подростка_к_жизни. Сегодня — об очередной “запчасти” самостоятельности, над которой стоит поработать, если у вас подрастающий школьник.


🟡 Здоровье

До окончания средней школы наши дети, как правило, мало что знают о собственном здоровье. Мы сами следим за их самочувствием, водим к врачам, контролируем прием лекарств и шапку при минусовой температуре, отвечаем на вопросы врачей о перенесенных или хронических заболеваниях, противопоказаниях и аллергиях.

Когда дети подрастают и постепенно становятся самостоятельными, они должны узнать о себе примерно следующее:
▫️Особенности своего организма и здоровья.
▫️Если есть хронические заболевания или проблемы, требующие наблюдения, — что, когда и как делать. Например, делать УЗИ раз в год, пить курс таблеток весной и осенью и т.д. И что делать, если вдруг обострение.
▫️Какой диеты нужно придерживаться, если такие указания давал врач.
▫️Если в вашей семье принято делать сезонные прививки, то когда и какие.
▫️Что делать в первые часы симптомов ОРВИ — самая частая неприятность, которая пройдет тем легче, чем быстрее отреагировать.
▫️Что вообще делать, если плохо себя чувствуешь, куда идти или звонить. А также — чего не делать (например, не ходить с температурой на занятия).

Наверняка первое время повзрослевшие сын или дочь все равно будут переспрашивать, наверняка придется напоминать, что вот сейчас пора на контрольный осмотр и так далее. И всё-таки если эти слова будут падать на подготовленную почву, до настоящей самостоятельности дело дойдет гораздо быстрее.

Понятно, что вопросы здоровья — одни из самых важных. Но как научить этому детей? Немногие подростки станут с интересом слушать длинные лекции на эту тему. Поэтому как и во многих других вопросах, я считаю, что самый правильный, простой и полезный во всех смыслах путь — это практика.

Главный поворотный пункт, как обычно, в головах. В первую очередь в вашей, а уже следом в голове ваших сына или дочери. Когда дети маленькие, нормально говорить “мы поели” и “мы погуляли”. Но иногда этот период затягивается, и я периодически встречаю родителей старших школьников, которые говорят “мы не выбрали профессию”. Здесь “мы” уже неуместно, потому что выбрать свою профессию может только сам человек. Да, с помощью специалиста, но сам.

Задайте себе вопрос: в каком возрасте вы считаете разумным перестать говорить “мы”, когда речь идёт о вашем ребенке? А если бы речь шла о семье ваших друзей, при каком возрасте из детей “мы” для вас звучало бы странно?

Я не случайно говорю об этом в главе про здоровье, потому что тело человека принадлежит только ему, его здоровье — только его здоровье, так же как и болезни.

Расскажу про наш опыт. Последние два года перед поступлением сына в колледж я садилась в сторонку в кабинетах врачей, чтобы разговаривал с ними в основном он сам. Я вставляла пару слов там, где это было необходимо. Соответственно, и врачи разговаривали с сыном, объясняя ему те или иные моменты, рассказывая о лечении и остальном — и эти консультации докторов, обращённые к нему лично, на его языке, с объяснениями вариантов и последствий очень ценны. И потом мы ещё раз обсуждали это с ним вдвоем.

За разного рода справками, то есть по бюрократическим вопросам, он ходил в поликлинику по прописке сам. Так же как и на приемы к врачам, если они были скорее формальными, чем важными по сути. Например, закрыть больничный. Тут надо сказать, что платные клиники не примут одного подростка, если ему ещё нет 18 лет — поэтому зайти придется, но можно сидеть в уголке, как я писала. Зато государственные поликлиники по прописке примут.

Не стоит волноваться, что если вас не будет, вы упустите что о важное. Во-первых, речь идёт про формальные визиты. Там, где обсуждается какой-то важный вопрос здоровья, всё-таки стоит быть. Во-вторых, если есть назначения, врачи всегда записывают их на бумагу, это поможет не упустить важное, даже если вас не было на приеме. И в самом крайнем случае всегда можно зайти в другой день и поговорить с врачом.
3 минуты