Найти тему
13,6 тыс подписчиков

Есть у преподобного аввы Дорофея замечательное рассуждение о том, что есть воля Божия, благая и благоугодная. И там он говорит, в частности, что если городу суждено по какой-то причине сгореть, то это вовсе не означает, что Богу угодно, чтобы ты бегал по нему с пылающим факелом и собственноручно его поджигал. И тем более, чтобы ты радовался, видя, как рушатся в огне строения и гибнут люди.


Рассуждение это, как и саму книгу, не зря именуемую азбукой духовной жизни, стоит перечитывать по возможности регулярно, напечатлевая в уме и сердце образы подлинно христианского отношения к людям и к жизни в целом. Особенно же прилежными в этом перечитывании следует быть тем ревностным христианам, которые искренне убеждены: самое главное и самое подлинное проявление ревности заключается не в чем ином, как напомнить страдающему грешнику, что страдает он заслуженно и потому жаловаться, а тем более ожидать сострадания он не имеет никакого права.

Мы часто, читая Евангелие, и узнавая предложенные в нем примеры того, что мы сегодня с готовностью именуем фарисейством и лицемерием, искренне недоумеваем, как же эти люди могли быть настолько ограничены, настолько жестокосердны, что милость и любовь, являемые им Спасителем, не вызывали у них ничего, кроме непонимания и какой-то безумной, иррациональной злобы.

И так же искренне превосходим их – не в чем-то ином, а ровно в том же, за что осуждаем.

Да, хотели они, неразумные, непросвещенные светом истины Христовой люди, побить взятую в прелюбодеянии женщину камнями. Не просто так хотели – а потому, что так предписывал Закон. Но не побили. Услышав, что для того, чтобы бросить камень, нужно сперва заглянуть в свое сердце и удостовериться – а без греха ли ты сам, они заглянули, устыдились и потихоньку разошлись каждый в свою сторону. Устыдились, прежде всего, своих грехов, о которых забыли. А затем того, что, несмотря на свою далекую от совершенства жизнь, покушались покарать несчастную, которая от них не так уж сильно в нравственном смысле отличалась – если вообще отличалась.

У нас же, христиан, картина зачастую совершенно иная. Мы, не живущие по Закону Моисееву, а призванные жить по закону более совершенному, возвышенному, евангельскому, не имеющие заповеди побивать кого бы то ни было камнями – ни в прямом, ни в переносном смысле этого слова – весьма нередко выражаем готовность на это неправедное деяние и скоро приводим намерение в исполнение.

И летят камни – суда и осуждения, обличения и даже проклятий – на головы виноватых и невиноватых. Летят, летят… Но все для того, чтобы потом обрушиться уже на наши собственные головы, уже нам обратиться в суд и в осуждение. И если не получается удерживаться от привычки к камнеметанию по-другому, ради заповеди о любви, то можно попробовать побороться с ней хотя бы посредством уяснения этого непреложного и безусловного правила: камень, запущенный в «грешника» мощной рукой «праведника», обязательно превращается в бумеранг.
Есть у преподобного аввы Дорофея замечательное рассуждение о том, что есть воля Божия, благая и благоугодная.
2 минуты