614 подписчиков
Преднамеренная боль сильнее, чем непреднамеренная.
Представьте, что вы студент колледжа и согласились участвовать в исследовании. Когда вы прибываете на место, вас знакомят с другой участницей, - назовем ее Лорой. Вас рассаживают по соседним комнатам. В вашей комнате есть компьютер, на мониторе – описание двух потенциальных задач. Одна из задач включает в себя так называемую оценку дискомфорта: вам нужно оценить, насколько вам больно, когда вы получаете удары электрическим током. Другая задача не предусматривает никакой боли: нужно просто прослушать два звука и определить, какой из них более высокий. Вам сообщают, что предстоит выполнить одно из двух заданий, однако вы не можете выбрать его сами. Выбор сделает Лора, которая сидит в соседней комнате и видит те же задачи на своём мониторе.
Через мгновение вы узнаете результат выбора Лоры: удары электрическим током. Вы несколько раздражены и начинаете представлять, какая боль вас ожидает. Почему Лора не выбрала другое задание? Что она вообще имеет против вас? Ведь вы даже не знакомы. В этом состоянии вы и получаете удар, а затем оцениваете уровень боли.
Теперь представьте тот же базовый сценарий, но с одним ключевым отличием: вам сообщают, что на мониторе Лоры кнопки с номерами заданий без ее ведома поменяли местами. Другими словами, вы получите задание противоположное тому, что выбрала Лора. Когда выбор сделан, подсвечивается задача с электротоком. Вы, конечно, раздражены, но понимаете, что это не было намерением Лоры. Она думала, что выбирает для вас безболезненный вариант. Затем следуют удары током. Такой же болезненности. И на этот раз вы также оцениваете уровень своего дискомфорта. Главный вопрос: чувствуете ли вы разницу в интенсивности боли в том и в другом случае? Иначе говоря, причиняют ли те же самые удары меньше боли, если вы знаете, что получаете их без чьего-то умысла или намерения?
Как выяснилось, что да. Намерение имеет значение, и боль ощущается по-другому. Несмотря на то, что физическая интенсивность боли в обоих случаях была абсолютно идентичной, участники, которые думали, что их партнер по эксперименту намеренно подверг их такому испытанию, оценивали уровень дискомфорта выше, в отличие от тех, кто думал, что боль им причиняют без злого умысла. Преднамеренная боль сильнее непреднамеренной. Таким образом, - страдание – это сочетание внешних условий и их интерпретации.
Кроме того, данный эксперимент показывает, что если боль непреднамеренная, с течением времени она ослабевает. Испытуемые адаптируются к ней, что обычно происходит с повторяющимися переживаниями всех видов. Интенсивность же намеренной боли оставалась неизменной на протяжении длительного времени и даже имела тенденцию к увеличению.
Когда у нас неприятности, мы часто думаем, что они устроены кем-то преднамеренно. И мы страдаем еще больше. Мы ищем злодея, на которого можно переложить хотя бы часть вины за негативные события, что довольно часто только усиливает стрессовую составляющую.
Чтобы не попадаться на удочку привлекательных для нашего мозга историях о злодеях, полезно держать в уме три «бритвы», о двух из которых мы уже говорили:
1. «Бритва Хэнлона» - Старайтесь не приписывать злому умыслу то, что вполне можно объяснить склонностью человека к совершению ошибок и недостаточной рациональностью.
2. «Бритва Оккамы» - Отдавайте предпочтение самому простону объяснению с наименьшим количеством элементов, пока оно не будет признано неадекватным.
3. «Бритва Хитченсона» - То, что можно утверждать без доказательств, можно опровергнуть без доказательств.
Отрывок из:
Дэн Ариэли. Время Заблуждений. Почему умные люди поддаются фальсификациям, распространяют слухи и верят в теории заговоров, 2024.
3 минуты
10 июля