24 подписчика
Я БОЮСЬ ЖИТЬ🫣
Вчера мы ездили с сыном сдавать кровь из пальца. Наблюдала за детьми, выходящими из кабинета. Многие из них отчаянно плакали после процедуры. Я заметила, что реакции мам на это были довольно типичны. Они говорили то, что многие говорят на их месте. Я задумалась о том, как эти послания могут считываться детьми на самом деле. Вот что у меня получилось.
НУ ЧТО ТЫ ПЛАЧЕШЬ? БЫЛО ЖЕ СОВСЕМ НЕ БОЛЬНО
Для ребенка: твои чувства маленькие и незначительные; не слушай свои чувства (мне больно), а слушай мои (тебе не больно). Скрытые посылы: обесценивание, подмена чувств.
ПОСМОТРИ: НИКТО НЕ ПЛАЧЕТ КРОМЕ ТЕБЯ
Для ребенка: они лучше, потому что молчат, а ты —хуже, потому что не умеешь этого делать. Нужно быть частью толпы, таким же как все.
НА ТЕБЯ ВСЕ СМОТРЯТ
Для ребенка: ты плохой; мнение других важнее тебя. Манипуляция через стыд, закрепощение чувств, осуждение.
СМОТРИ: Я ТЕБЕ КОНФЕТКУ КУПИЛА. НЕ ПЛАЧЬ.
Для ребенка: преодолевай боль с помощью удовольствия, заедай боль сладеньким. Формирование устойчивых пищевых зависимостей.
ХВАТИТ УЖЕ ОРАТЬ, ПОШЛИ
Самый жесткий посыл из всех. Считывается как: заткнись и делай то, что тебе говорят. Унижение, ощущение себя как пустого места, ноля без палочки, человека без права голоса.
Все описанные выше истории не про детей, а про взрослых. Взрослые боятся боли. Взрослые боятся ярких чувств. При столкновении с ними они ощущают себя растерянными, поэтому учат детей тому, что умеют сами: «замазывать» чувства. Не обращать на них внимания. Сделать вид, что их нет.
Боли не нужно избегать. Боль нужно учиться проживать. Именно в детстве ребенок сталкивается с внешним миром, соприкасается с ним, ударяется об него. Он чувствует, что ему больно и страшно. Все, что ему нужно в подобных ситуациях – ощущение, что рядом есть взрослый, на которого можно опереться. Принимающий. Понимающий. Теплый.
В ситуации, которую я описала выше, поддержка взрослого могла бы выглядеть следующим образом.
• Перед тем, как зайти в кабинет. «Дорогой, сейчас мы зайдем в кабинет и там тетя уколет палец маленькой иголочкой. Ей это нужно сделать для того, чтобы взять твою кровь и проверить ее. Это будет не очень -то приятно. Возможно, ты испугаешься и это совершенно нормально. Я тоже в твоем возрасте боялась всего нового. Помни, что я рядом. Если что, будем бояться вместе».
• После того, как вышли от врача: утешить, озвучить внутреннее состояние ребенка, помолчать, подождать, наблюдать.
После таких разговоров ребенок обычно сам спрыгивает с коленок и бежит осваивать большой мир. Все, он получил навык соприкосновения со страхом и болью. Ощутил, что бояться – это нормально. И плакать тоже. Он понял, что все это очень неприятно, но не смертельно.
Ребенка не нужно защищать от жизни. Его не нужно спасать. Ему нужно помочь пережить то, что с ним происходит. И тогда, став взрослым, он будет знать: чтобы со мной не случилось, я не умру. Благодаря этому ощущению он сможет преодолеть массу трудных ситуаций в своей жизни. Например, не станет бегать от проблем. Или уходить в зависимости при малейшем стрессе. Он не будет бояться жить.
Я пишу все это и понимаю, что ни одна статья такого рода не способна исправить то, что происходит в душе травмированного взрослого. Информация не исцеляет сердце. Душа нуждается в ином лечении — соприкосновении с собственной детской болью. Когда раны будут залечены, вам не понадобятся подобные тексты. Вы научитесь обнимать ребенка не потому, что так «правильно» и «полезно». А потому что это станет естественным порывом вашей души.
Валерия Градобоева
2 минуты
16 июня