165 подписчиков
ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ
«Вначале бе (было) Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово».
День славянской письменности и культуры, который сегодня отмечается во всех славянских странах, связан с именами Кирилла и Мефодия. Миссия братьев состояла в создании новой славянской азбуки для перевода греческих богослужебных текстов. Так появились глаголица и кириллица. Начиная с 863 года и до сих пор более 400 млн. человек в мире пользуются наследием Кирилла и Мефодия. Каждый день мы пишем, читаем, стучим по клавиатуре с кириллическими буквами.
Но Кирилл и Мефодий — не просто технические создатели славянской азбуки. В церковной традиции они именуются «славянскими первоучителями». Это более ёмкое определение их исторической миссии.
Кирилл и Мефодий перевели с греческого языка богослужебные книги. Это были книги, которые влияли на мировоззрение. Книги, которые отвечали на главные вопросы эпохи. Книги, которые стали частью христианской культуры.
Сегодня, в День славянской письменности и культуры мы познакомим вас с двумя прекрасными образцами духовной литературы из собрания Новокузнецкого художественного музея.
«Послания и деяния Апостолов»(старообрядческая книга, ок. 1787 г., бумага, ткань, дерево, металл, печать, рукопись. Рисованные заставки черневого орнамента. Переплёт: доски в ткани. Металлическая застёжка кустарной работы).
Только представьте: толщина фолианта составляет 17 см.!
Книга Нового Завета «Деяния святых апостолов» следует за книгами четырех Евангелий, как непосредственное продолжение евангельской истории и предварение апостольского учения.
Название «Деяния», по замечанию святого Златоуста, заставляет нас искать в сей книге не столько чудеса, сколько образцы нравственности и примеры добродетели.
Книга деяний апостольских написана евангелистом Лукою, неотлучным спутником апостола Павла. Св. Лука излагает историю Церкви Христовой от дня вознесения Спасителя на небо до времени утверждения её сначала в столице иудейства – Иерусалиме, потом в Антиохии и, наконец, в столице всего языческого мира – Риме.
«Жития святых» (1783 г., издана в Москве или Московской области, бумага, печать. Обложка: доски в коже. Заставки, концовки).
Жития святых – литературный жанр жизнеописаний христиан, канонизированных церковью. Агиографический жанр — это не историческая хроника и не сборник свидетельских показаний. Это рассказ о христианском подвиге реально существовавшего человека, который пишется по определённым канонам — с акцентом на проявления его личной святости и моменты, через которые проступает процесс преображения человека. Жития рассказывают про святость, а не про события человеческой жизни. Именно этим агиография (то есть описание святости) отличается от биографии (описания жизни).
Первые жития святых – назидательные сказания о христианских мучениках в Киевской Руси были известны в переводах.
Первые оригинальные русские жития святых возникли в конце XI в. (жития княгини Ольги, князей Бориса и Глеба, Владимира Святославича, Феодосия Печерского).
В дальнейшем жития святых объединялись в специальные сборники:
• Минеи-Четьи – жития святых, изложенные в календарном порядке празднования их памяти;
• Синаксарии – краткие жития святых;
• Патерики – сборники повествований о подвижниках какой-либо обители.
2 минуты
29 мая