Вольфсон Г.И.
- Георгий Игоревич, вы начали преподавать математику "буквально со школы" - прошли долгий и интересный путь. Как менялся Ваш взгляд на преподавание предмета за это время? Как менялись ваши ученики? Какие сегодня тенденции Вы видите?
- Прежде всего, поменялось их отношение к математике. Оно, увы, стало слегка "меркантильным", если так можно выразиться. Многие ребята заразились бесконечной гонкой-подготовкой, и теперь их интересует не столько математика как таковая, сколько возможность применить ее для поступления в ШГН, выигрыша олимпиады, сдачи ЕГЭ (нужное подчеркнуть). Впрочем, конечно, это касается не всех. Однако красота математики все чаще отходит на второй план в восприятии ребят, как мне кажется.
- Вы ведете много разных курсов: сугубо олимпиадных, сугубо школьных, и, так называемых, развлекательных. К каким курсам больше интерес у родителей, к каким у детей? Бывает ли так ,чтобы интересы родителей и детей совпадали?
- Как показывает практика, точек максимального интереса родителей - три. В четвертом классе очень многие родители хотят поступить в ШГН, как следствие их интересует школьная и "чуть выше" математика с легким креном в "олимпиадность". Далее, 7-8 класс - тут однозначно "школьная угубленка". Олимпиады уже особо не нужны - кто хотел, тот ходит в кружки, кто не хотел - уже и не захочет. Собственно, в моей онлайн-школе именно занятия В.А. Гольдича с 7 и 8-классниками пользуются особенным спросом. Ну а третья "точка" - это перед поступлением. Тут все хотят разного: кому-то нужен ЕГЭ, кому-то олимпиады. Но я туда стараюсь не соваться, кажется, и без меня хватает желающих =)
Что же касается интересов детей - если честно, чаще всего их никто не спрашивает. По моим ощущениям сильно больше половины приходят на занятия "из-под палки". И дальше уже задача тех, кто ведет курсы, сделать их максимально интересными, чтобы дети не очень страдали.
В то же время именно исходя из указанных выше соображений я люблю проводить курсы, не связанные напрямую с важными результатами. Так, например, в пн у меня стартует курс по шифрам (https://shkolavolfsona.ru/leto2024) - тут, конечно, без математики не обойдется, но главное - именно удовольствие, красота и забавные примеры =)
- Как правильно выбрать курсы, кружки для ребенка: нужен баланс между интересным и нужным?
- Ох, тут нет однозначного ответа. Попробую ответить со своей колокольни. Мне искренне кажется, что вообще в жизни нужно заниматься тем, что интересно. Это касается и учебы, и работы, и увлечений. Я не верю, что "нелюбимый" спорт может дать хорошую фигуру, не считаю правильным заниматься нелюбимым делом чисто ради денег.
То же самое и с курсами. Нельзя "запихнуть" в ребенка олимпиадную математику, если он не хочет. Я понимаю, как тяжело родителю видеть, что у ребенка есть все возможности, лучшие учителя к его "услугам", а он - не берет. Хорошо вижу это по своему сыну: ну не лежит у него пока душа к олимпиадной математике. Обидно? Немного. Но зато как у ребят горят глаза, когда они занимаются тем, чем хотят! Посему, как мне кажется, оптимальная стратегия такова: давать возможности, "пихать" в разные области, поддерживать, но не слишком давить.
- У вас появился новый курс по криптографии. Это очень интересно: дети, наверное, готовы сидеть с утра до вечера на нем? А какова реакция родителей? Они готовы "тратить время детей на это"? Как убедить родителей, что важно и "олимпиадку прокачать" и "интересное узнать"?
- Бесспорно, по опыту прошлых наборов, ребятам интересно. Родители же обычно делятся на две группы: "достигаторы" и "остальные". Первых убедить в важности курса малореально, ибо нет прямого профита. Разве что, некоторые из них понимают, что в целом мозг развивается, что потом поможет в любой задаче. Вторых же и убеждать не надо, они же видят, что тут происходит что-то интересное! Ну а плюс, у меня ж всегда работает история, что если кому-то не заходит совсем, то мы возвращаем стоимость занятия. Впрочем, не припомню, чтобы этим кто-то воспользовался по данному курсу)
Летний лагерь Школы Вольфсона
3 минуты
24 мая