Найти тему

2.

Впервые робкие, но достаточно успешные, попытки, объединить идеи психологии толпы Гюстава Лебона и Уилфреда Троттера с психоаналитическими идеями Зигмунда Фрейда были предприняты Липпманом и Бернейсом, когда они совершенно молодыми людьми были приглашены на работу в Комитет общественной информации, созданный президентом Вильсоном в 1917 году. Вильсон шел в 1916 году на выборы с программой широких социально-демократических преобразований и строгого нейтралитета в Первой мировой войне. После победы на выборах ситуация поменялась и теперь ему надо было во что ни стало убедить американцев, что США должны вступить в войны. Это было очень непросто, т.к общественное мнение в стране активно выступала за политику изоляционизма и пацифизма.

Возглавлял комитет либеральный журналист Джордж Крил. В него формально входили высшие чиновники администрации президента Вильсона, но главную креативную роль сыграли Липпман и Бернейс, которые в комитете занимали должность консультанта. Это был первый опыт создания “фабрики мысли” (другие названия: аналитический центр, think tanks, резервуар мыслей, мозговой центр) - малая группа интеллектуалов, которые собраны для решения конкретной задачи в области политики и управления общественным мнением. Комитет стал первым опытом тотального управления общественным мнением.

Липпман и Бернейс предложили комитету воздействовать на эмоции американцев. Для этого было принято решение расчеловечить немецкого солдата, показать его кровожадным варваром, убийцей и насильником. Для реализации идеи Голливуду были заказаны фильмы, созданы тысячи карикатур, статей, брошюр, плакатов и были применены совершенно новые способы - распространением слухов и устных выступлений.

Липпман придумал Вильсону слоганы, которые легко заходили в сознание американцев: "Война, которая должна закончить все войны", "Сделать мир безопасным для демократии".

Результат стал потрясающим даже для участников работы комитета. За год работа комитета переломила общественное мнение американцев и в апреле 1918 году США при “поддержке народа” вступила в Первую мировой войну.

Позже Бернейс писал, что в Комитете общественной информации мы пользовались довольно примитивными методами, но достигли потрясающих результатов.

В период между Первой и Второй мировыми войнами первый опыт конструирования общественного мнения приобрел свое теоретическое обоснование и широкое практическое применение. США для этого стала великолепным полигоном отработки на практике идей манипуляции общественным сознанием. Для этого существовали заказчики в бизнесе, которым требовалась эффективная реклама и маркетинг, в политике существовал постоянный высокий спрос на создание безупречной репутации политикам, бизнесменам, корпорациям. Маркетинг и политика стали сообщающимися сосудами, где шел обмен успешными практиками и совершенствовались подходы.