848 подписчиков
🍻🇸🇰 Есть ли пиво после социализма. Как Heineken спас словацкое пиво — и отлично на этом заработал
Переход стран соцблока к капитализму болезненно ударил по восточноевропейским пивоварам.
В восточноевропейских странах с фокусом на дешевых продуктах питания они чувствовали себя вольготно. Из-за этого перестроиться к капитализму им оказалось особенно сложно.
С середины 1990-х международные корпорации начали массово скупать восточноевропейские пивоварни. На таблице — контроль пивных ТНК за пивными рынками постсоветских стран на 2000 год.
В 1995 году Heineken приобрел главный словацкий пивной бренд Zlaty Bazant.
Корпорация оптимизировала работу бывшей госкомпании: вместо 30 000 работников на ней осталось лишь 850, при этом объемы производства выросли почти в четыре раза.
Но скоро стало понятно, что контроля над самой пивоварней мало. Проблемы были не только на самом предприятии, но и по всей цепочке поставок.
За десять лет после перехода к капитализму, поставки пивоваренного солода в Чехии, Словакии, Венгрии и Польше сократились на треть, а в Болгарии — на 55%.
В плановой системе они перепроизводили солод, и при этом использовали неэффективные методы. Перестроиться к рыночным условиям им помешал дефицит финансирования.
Чтобы оживить "фазана", Heineken пришлось купить трех крупнейших производителей солода и развернул программу дешевых кредитов для фермеров.
Аграрии боготворили корпорацию — та позволила им заниматься своим делом с достоинством и без страха за свое будущее.
Но В 2004 году Словакия вступила в ЕС, и фермеры получили доступ к щедрым субсидиям. Кредитные программы от Heineken и других компаний тут же были свернуты.
Поддержка ЕС в итоге привела к росту прибылей Heineken Slovensko. Используя доминирующее положение, компания потребовала низких закупочных цен у уже окрепших фермеров, получавших субсидии.
На фото: фото из альбома пивоварни Zlaty Bazant в Гурбаново советского периода и ее проходная в нулевые.
#хх_наше_время
#хх_словакия
1 минута
13 апреля