Найти тему

🍻🇸🇰 Есть ли пиво после социализма. Как Heineken спас словацкое пиво — и отлично на этом заработал


Переход стран соцблока к капитализму болезненно ударил по восточноевропейским пивоварам.

В восточноевропейских странах с фокусом на дешевых продуктах питания они чувствовали себя вольготно. Из-за этого перестроиться к капитализму им оказалось особенно сложно.

С середины 1990-х международные корпорации начали массово скупать восточноевропейские пивоварни. На таблице — контроль пивных ТНК за пивными рынками постсоветских стран на 2000 год.

В 1995 году Heineken приобрел главный словацкий пивной бренд Zlaty Bazant.

Корпорация оптимизировала работу бывшей госкомпании: вместо 30 000 работников на ней осталось лишь 850, при этом объемы производства выросли почти в четыре раза.

Но скоро стало понятно, что контроля над самой пивоварней мало. Проблемы были не только на самом предприятии, но и по всей цепочке поставок.

За десять лет после перехода к капитализму, поставки пивоваренного солода в Чехии, Словакии, Венгрии и Польше сократились на треть, а в Болгарии — на 55%.

В плановой системе они перепроизводили солод, и при этом использовали неэффективные методы. Перестроиться к рыночным условиям им помешал дефицит финансирования.

Чтобы оживить "фазана", Heineken пришлось купить трех крупнейших производителей солода и развернул программу дешевых кредитов для фермеров.

Аграрии боготворили корпорацию — та позволила им заниматься своим делом с достоинством и без страха за свое будущее.

Но В 2004 году Словакия вступила в ЕС, и фермеры получили доступ к щедрым субсидиям. Кредитные программы от Heineken и других компаний тут же были свернуты.

Поддержка ЕС в итоге привела к росту прибылей Heineken Slovensko. Используя доминирующее положение, компания потребовала низких закупочных цен у уже окрепших фермеров, получавших субсидии.

На фото: фото из альбома пивоварни Zlaty Bazant в Гурбаново советского периода и ее проходная в нулевые.

#хх_наше_время
#хх_словакия

1 минута