Найти тему
191 подписчик

Родители в центре процесса образования: «это многих славный путь». От первых шагов до жизненного выбора


В публикации от 27 марта мы говорили о тех, на ком лежит ответственность за подготовку детей к жизни. На первом месте стоит семья. Затем к подготовке ребенка подключается детское дошкольное учреждение. И уже на этом этапе могут начинаться неблагоприятные страницы жизни ребенка. Некоторые родители рассматривают детский сад либо как камеру хранения, либо как институт гувернеров, который освобождает их от ответственности за развитие ребенка. После детсадовского периода наступают школьные годы, жизнь ребенка организована и эта организованность в значительной степени заслуга школы. Но вот школьные годы подходят к завершению и у родителей возникает паника. Эта паника, к сожалению, связана не столько с планированием жизни ребенка, сколько с окончанием организованной жизни. Жизнь родителей наполняется тревогой, связанной с большой степенью неопределенности и непредсказуемости поведения ребенка, освобожденного от обязанностей. Поэтому многие родители подсознательно стремятся «устроить» ребенка в какое-нибудь образовательное учреждение, желательно высшее, чтобы продолжить привычную траекторию жизнедеятельности.

Все образовательные учреждения, начиная от детского сада и заканчивая вузами, являются, как правило, государственными. И уже в этот период родители вольно или невольно назначают ребенка собственностью государства. Как следствие, молодой человек выходит в жизнь малоинициативным, редко рассчитывает на себя, отличается инфантилизмом, становится представителем части общества, склонной к патернализму. А начинается все с потери интереса к учебе и отношения к ней, как к пожизненной обязанности.

Мы вынуждены приводить общеизвестные истины, главная из которых заключается в том, что для детей родители являются главным авторитетом, образцом для подражания. Именно своим примером родители готовят ребенка к самостоятельной жизни. Мы уверены, что большинство родителей всей душой желают счастья своим детям, стремятся дать им достойную путевку в жизнь, но, к сожалению, не у всех это получается. И в этом случае помощь нужна не только детям, но и их родителям. С этой целью мы готовим цикл лекций для родителей. В настоящей публикации приведем пример фрагмента одной из таких лекции, в частности, о важности выбора.
Посудите сами, как объяснить возмущение родителей студентов бакалавров-экономистов, в программу подготовки которых в качестве элективных курсов (курсов по выбору) были включены биология, политология, кинематография, античная литература. Родители не понимали, зачем эти предметы нужны экономистам. Усилия организаторов учебного процесса, стремившихся объяснить им, что эти курсы предлагаются на выбор, оказались тщетными. Свободный выбор для родителей был непривычным. Можно привести еще массу примеров, когда люди не пользуются своим правом выбора и в этой традиции воспитывают своих детей. Способность выбирать предполагает умение анализировать ситуацию, рисковать, предвидеть последствия выбора и меру своей ответственности. Эти качества воспитываются с малых лет и без них человек не сможет рассчитывать на жизненный успех.

#ВоспитаниеИОбразование
#РольСемьи
#ЖизненныйВыбор
#ПедагогикаДляРодителей
#СвободаВыбора
​Родители в центре процесса образования:  «это многих славный путь».