Найти тему

Задержка речи у детей


Если ребенок на втором году жизни не произносит слова (а только звуки и слоги) или изъясняется исключительно жестами, если у ребенка в возрасте 3 лет отсутствует фразовая речь, прежде всего необходимо обратить внимание на следующие моменты:

✅Важно понять, насколько хорошо слышит ребёнок. Согласно клиническим исследованиям, тугоухость встречается у 1-3 на 1000 здоровых новорожденных.

Тугоухость может быть наследственно обусловленной; ее причиной могут быть некоторые инфекции, перенесенные внутриутробно (например, цитомегаловирусная инфекция), неблагоприятное течение перинатального периода. Снижение слуха может быть приобретенным - вследствие рецидивирующих отитов. Поэтому диагностика тугоухости является очень важной, начиная с неонатального аудиологического скрининга и заканчивания обязательным проведением тимпанометрии у малыша после перенесенных отитов.

✅Необходимо понять, что именно нарушено – восприятие или воспроизведение.

Иногда ребенок очень хорошо понимает обращенную речь, но самостоятельно произнести слово или произнести его правильно не может – это так называемое расстройство экспрессивной речи. В случае отсутствия реакции/полного непонимания обращенной речи говорят о перцептивных нарушениях.

✅Нужно обязательно обращать внимание на особенности поведения и уровень общего развития ребенка.

У большинства детей с расстройствами аутистического спектра становление речи происходит с большим опозданием, медленно, при этом в речи могут преобладать «заученные» фразы, ребенок может многократно повторять не к месту услышанное ранее слово.

✅Наконец, в качестве «диагноза исключения» необходимо учитывать темпы развития речи у мамы и папы – в большинстве случаев ребенок наследует темп развития речи одного из родителей.

📋Диагностикой задержки речевого развития занимаются специалисты, и первым нарушение речевого развития может заподозрить педиатр, он же, в зависимости от возможной причины отставания речевого развития, направляет ребенка к смежным специалистам – ЛОР-врачам, неврологам, логопедам, психиатрам.

Для диагностики задержки речевого развития используются различные отечественные и зарубежные шкалы, сроки становления речи у них отличаются.

✔Согласно российским шкалам, ребенок в 12 месяце должен произносит 8-10 облегченных слов;

✔Зарубежные аналогичные шкалы (например, шкала CAT/CLAMS) предполагает наличие к 12 месяцам всего лишь одного слова.

❗Однако для диагностики важно не только непосредственный подсчет произносимых слов, но и динамика развития речевых навыков – иными словами, необходимо динамическое наблюдение с обязательной оценкой приобретенных речевых навыков.

Если задержка речевого развития все же диагностирована, понадобятся лечебные мероприятия.

❗Важно понимать – в настоящий момент в мире не существует ни одного препарата, «запускающего» речь, способствующего ее самопроизвольному развитию.

💊❌Медикаментозная терапия в коррекции речевых нарушений у здорового в остальном ребёнка не имеет доказательной базы. Развитие речи у ребенка - это коллективный труд родителей, логопедов, дефектологов, нейропсихологов; при этом для достижения результата важны регулярные занятия.

Есть вопросы ? Наш специалист с удовольствием ответит на них. Пишите в комментариях 👇🏼

Будьте здоровы!♥️
𝚝𝚎𝚕𝚎𝚙𝚑𝚘𝚗𝚎: +7(499)450-70-77
𝚊𝚍𝚍𝚛𝚎𝚜𝚜: г. Москва, ул. Островитянова, дом 9
2 минуты