Найти тему

75-76 Лекция. Фурсов. СССР в 1953-1964 годах. Часть третья


Глава 8. Развитие сельского хозяйства в 1957-1964 годах

Лекция 75-76. Пункт 37. Реорганизация МТС 1958 год и сокращение машинного парка в деревне.

В марте 1958 года по инициативе Хрущева был принят Закон по ликвидация машинно-тракторных станций (МТС). Хрущев назвал это решение второй коллективизацией. Это стало еще одним ударом по сельскому хозяйству страны. МТС - это было гениальное решение периода сталинской коллективизации, эффективная возможность насытить вновь созданные колхозы современной техникой. При создании колхозы не имели средств купить дорогостоящие трактора, комбайны и другую сложную сельхозтехнику.

С помощью МТС получилось внедрить в со­ветскую деревню новейшие индустриальные методы работы, резко поднять производительность сельского труда за счёт механизации самых трудоёмких работ и в конечном итоге перераспределить десятки миллионов советских крестьян из привычного для них аграрного производства в городскую индустрию и инженерно-научную сфе­ру. При этом все МТС были далеко не только организаторами кол­хозного производства, но и реально «пахали» на земле, поскольку их тракторные бригады вплоть до середины 1950-х годов выпол­няли более 80% всех работ в советской деревне.

Чтобы идеологически как то подкрепить решение реорганизовать МТС, в стране была развернута пропагандистская кампания, которая критиковала систему “двух хозяев” (колхозов и МТС) на земле. Якобы между ними существует конфликт, а это очень плохо отражается на развитие советского сельского хозяйства. МТС как монополисты вынуждают заключать колхозы кабальные договора и таким образом пытаются навязать свои правила посева и уборки урожая, сковывая инициативу колхозников.

Проблемы в отношениях между МТС и колхозами существовали, но то что между ними существовал непримиримый конфликт было высосано из пальца.

Колхозы заключали договора с МТС и им оказывали вспашку, посев, боронование, машинную уборку значительной части своего урожая, а также вывоз урожая автомобильным транспортом. В СССР посев и уборка по времени шла с юга на север и технику МТС можно было перемещать по мере созревания урожая, а значит эксплуатировать с высочайшей эффективностью.

Система была очень удобна, это то, что сегодня мы называем аутсорсингом. За десять лет МТС серьезно разрослись, имели квалифицированный штат механизаторов и достаточную ремонтную базу. После войны часть колхозов стали закупать сами для себя технику, но ее количество было недостаточным и составляло не более 20% от необходимого.

Этим решением резко ослабляется концентрация машинного производства в сельском хозяйстве, падает их масштаб применения, а сами колхозы нагружаются дополнительными финансовыми обязательствами, т.к. техника передавалась им не бесплатно. Большинство колхозов влезли в огромные долги, потеряли финансовую стабильность. Большая часть квалифицированных кадров МТС не захотели становится рядовыми колхозниками и терять значительные социальные гарантии: стабильную зарплату, право на пенсии и оплачиваемые отпуска, поэтому многие уехали искать работу в гаражах.

Это привело к резкому сокращению машинной техники на селе. Слабая кадровая и ремонтно-техническая база в колхозах привела к частым поломкам дорогостоящей техники.

Это решение было чисто волюнтаристским, т.к. для ликвидации МТС не было никаких объективных причин.
2 минуты