40 подписчиков
Медленно, но уверенно прибывает полку исследователей эпоса «Нарты». Новые авторы своими трудами помогают шире и глубже осветить различные еще незатронутые стороны этого величественного памятника.
Проф. М. Я. Чиковани, ознакомившийся с адыгским фольклором и, в частности, адыгским народным героическим эпосом «Нарты» и по публикациям, и по рукописям многотомного издания этого эпоса, сделал ряд ценных замечаний. Он, в частности, отметил, что нартский эпос имеет приключенческое содержание.
«Изложение героико-приключенческих событий, — пишет М. Я. Чиковани, — характерно для стиля нартских сказаний.
Соответствующие материалы и указания мы находим в образцах самого этого эпоса». Эту особенность исследователь видит и в других сказаниях адыгов. «Так, например, — продолжает он, — в сказании о Хаткоко большом адыгейский сказитель вкладывает в уста своему герою традиционные слова: «Нужно рассказать приятелям о своих подвигах, обо всех своих приключениях...
Иначе, как же мои приятели узнают о том, чего никто из них не видел?». Увлеченные приключениями героя, люди собираются в кунацкой-хачещ (хьакГэщ), чтобы послушать любимого героя, узнать, что случилось с ним на жизненном пути и чем про¬ славил он как себя самого, так и родной народ и страну. С этой целью Хаткоко сидел и вспоминал прошлое, встречи с отважными друзьями, сказочные качества коней, все то, что видели и пережили, как он сам, так и другие герои. «Сколько я дел совершил! — думал Хаткоко. — Пожалуй, так и умру, не закончив своих рассказов».
1 минута
24 февраля