Найти тему
17 подписчиков

13 февраля 1934 г. ⛴90 лет назад⛴

В Чукотском море раздавлен льдами пароход «Челюскин»❄

10 августа 1933 года, под аплодисменты и взоры множества людей, с мурманской пристани отправился на своё историческое путешествие советский пароход "Челюскин".

Задачей экспедиции, возглавляемой выдающимся исследователем Арктики Отто Юльевичем Шмидтом, было не только повторить успешный проход "Сибирякова" через Северный морской путь за один сезон, но и доказать возможность использования этого маршрута для гражданских судов.

В начале своего пути пароход успешно преодолевал все трудности, достиг Берингова пролива и 7 ноября отправил в Москву сообщение о своем успехе. Однако, возвращение льдов в пролив заставило судно вернуться в Чукотское море, где оно получило повреждения и было захвачено льдами, начав дрейфовать вместе с ними.

Ситуация критически обострилась 13 февраля 1934 года, когда из-за интенсивного давления льдов "Челюскин" был раздавлен и затонул.

На плавучем льду оказались 104 человека, среди которых были женщины и дети. При попытке спасения один человек погиб. Было отправлено сообщение о катастрофе и координатах местоположения пострадавших. В Москве немедленно была сформирована комиссия для координации спасательных операций. Первоначальные попытки достичь пострадавших с помощью собачьих упряжек потерпели неудачу, и все надежды были возложены на авиацию.

В то время многие западные СМИ скептически относились к возможности спасения и даже предрекали неизбежную гибель людей на льду. Тем не менее, благодаря мужеству и профессионализму советских летчиков, которые в экстремально холодных условиях совершили ряд рейсов на легких самолетах, удалось эвакуировать всех выживших.

"Аэровокзал" - так назвали выжившие палатку, у которой они ожидали своего спасения. Среди последних, кто покинул ледяной лагерь, были Отто Шмидт и капитан Владимир Воронин.

Таким образом, 13 апреля 1934 года закончилось существование ледового лагеря, а история спасения экипажа "Челюскина" навсегда вошла в историю исследований Арктики и подвигов человечества перед лицом непокорной природы.

На данный момент спасением экипажа в подобных ситуациях занимаются Аварийно-спасательные суда проектов MPSV07 и MPSV12 изготовленные на Невском ССЗ (входит в ОСК, базовое предприятие Ленинградского РО СоюзМаш России). В 2024 году серии многофункциональных судов проекта MPSV07 исполняется 15 лет.

13 февраля 1934 г.
2 минуты